Алла Феллинишна
20 апреля 2024
"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 ноября 2020 20:49

Несвобода любви в фильме "Фассбиндер"

"Ревизор.ru" о новой картине Оскара Релера

Постер фильма "Фассбиндер". Фото: пресс-служба картины
Постер фильма "Фассбиндер". Фото: пресс-служба картины

Уже завтра, 26 ноября, в ограниченный прокат выходит картина "Фассбиндер" известного режиссера из Германии Оскара Релера. Фильм расскажет о культовой фигуре не только немецкого, но мирового кинематографа - Райнере Вернере Фассбиндере.

Фильм "Фассбиндер" - драма, гнетущая, тяжелая, вязкая, нелепо карнавальная, и у неподготовленного зрителя может вызвать неадекватный смех. И, все-таки, большинству из нас известно, кто такой Райнер Вернер Фассбиндер, хотя современный зритель, необремененный любовью к старому кино (неуютно говорить о фильмах Фассбиндера как о чем-то старом), возможно, даже не слышал этого имени.  

"Фассбиндер - один из самых неординарных и плодовитых режиссеров послевоенной эпохи" (из некролога).  За 14 лет  с 1969 по 1982  Райнер снял 41 фильм, 2 телесериала и поставил в театре 24 пьесы. Поверить трудно. Ведь он покинул мир в 37 лет.

Райнер Вернер Фассбиндер чувствовал, что когда-то  брошенный им вызов: "Я хочу, чтобы мое имя стояло в одном ряду с другими великими: Орсон Уэллс, Жан-Люк Годар, Райнер Вернер Фассбиндер" - найдет подтверждение.  Говорить о наследии Фассбиндера можно часами, днями, месяцами.  Причесать все фильмы под одну гребенку не получится. Советский зритель имел счастье увидеть в кино "Замужество Марии Браун", естественно, в истерзанном виде. Фильмы Фассбиндера жили на видеокассетах, некоторые даже показывали на ретроспективных неделях,  а телевизионный фильм из 14 серий "Берлин, Александерплац"  (экранизация одноименного романа Альфреда Деблина) задолго до перестройки попал в телевизор.  Автор этих строк две недели не могла оторваться от экрана телевизора "Рекорд".  Знать фильмы Фассбиндера  - это было круто, ты становился особенным, отмеченным , вхожим в  синефильские круги.


Кадр из фильма "Фассбиндер". Фото: пресс-служба картины 

Говоря о Фассбиндере, часто употребляют немецкое слово "ауфрур" (aufführen) с множеством переводов в зависимости от окружения других слов. Это пляски радости,  волнение - возбуждение,  растерянность, смятение, восстание, бунт. Фильмы Фассбиндера всегда бунтующие, восстающие против несвободы. Режиссер исследует несвободы. Одна из доминирующих – любовь с ее разрушительной силой и позорной слабостью. Что же касается народной любви к фильмам Фассбиндера,  - то   любить его отдельные фильмы легко, а вот все до самой последней картины "Керель" - сложно. На Венецианском кинофестивале, состоявшемся уже после смерти режиссера, председатель жюри Марсель Карне настаивал, чтобы шокирующей ленте "Керель" дали главный приз, но не вышло. Вспомнили про "Керель", потому что эпиграфом к фильму "Фассбиндер" стала цитата из этого фильма: "Каждый убивает то, что он любит". И тому доказательство Оскар Релер, своей картиной "убивший" личность любимого режиссера. А ведь Оскар Релер не просто любит фильмы Фассбиндера, он был его фанатом с детства, и часто повторял в своих интервью, что впервые посмотрел фильм Рейнера в 13 лет, и был потрясен. В Берлине он даже пытался следить за своим кумиром и его "подопечными".  Как-то даже зашел в гей-клуб и увидел там Фассбиндера, но не решился подойти. Если бы он знал, что через полгода Фассбиндера не станет.

И вот в этом году - к 75-летию режиссера, Релер реализовал свою мечту. Но не ждите фрагментов из фильмов Фассбиндера, о том, что происходило в "закулисье"; в объективе репетиции и гулянки, где препарируется человеческая природа Фассбиндера и им любимых и презираемых людей. И эта природа, причем, коллективная, внушает ужас. Смотреть фильм нелегко и местами даже противно. В кадре столько сигаретного дыма, кокаина, спиртного, что впечатлительный зритель может задохнуться от амбре. Ни одного глотка свежего воздуха!


Кадр из фильма "Фассбиндер". Фото: пресс-служба картины 

Крупные планы Фассбиндера с каплями пота на криво выстриженных усах, в темных очках, под которыми прячется пронзительно скорбный и одновременно надменный взгляд. Он расхаживает всюду с голым, раздутым пузом в банном халате и в леопардовом костюме при черной  шляпе, вызывая брезгливость, причем, нет ни одной секунды, когда бы место брезгливости заняло другое чувство, хотя наш герой бесконечно рыдает, страдая от одиночества, в которое сам себя загоняет, расставаясь с любимыми. Он истерично работает, истерично общается, проявляя постоянство только в привычке пить "Куба Либре". Новые и новые мужчины, женщины, которых в благодарность за жертвенную любовь он снимает в кино, новые и новые жертвы. Почему артисты не уходят сами? Что за магией он обладал? Уверенность в его гениальности? Релер оставил некоторых актеров под своими именами, подчеркнув этим, что все взаправду. Это Курт Рааб (Хари Принц), Эль-Хеди Бен Салем (Эрдал Йылдыз) и Армин Майер (Йохен Шропп), а под именем Марта (Фрида-Ловиза Хаманн) — Ханна Шигулла, которая была музой режиссера, вдохновившей Фассбиндера на 20, если не больше, фильмов со своим участием. Ханна не скрывала, каким деспотом, тираном был Фассбиндер на площадке. И при этом, боготворила его. Всех, кто столкнулся в Фассбиндером, кто остался с ним на какое-то время - она называла "выжившими". Он  издевался над актерами ,  над операторами, над продюсерами, да, пожалуй, не было в его жизни ни одного человека, которого бы он не попытался раздавить. Но эффект был потрясающим.  Актеры начинали делать то, что он хотел увидеть.  


Кадр из фильма "Фассбиндер". Фото: пресс-служба картины 

Оскар Релер в своей картине слишком увлекся этой темой.  "Фассбиндер" снимался в студийных декорациях, излишне театрально, хотя это в стиле Фассбиндера, предпочитающего симбиоз  кино и театра. В роли Фассбиндера – Оливер Мазуччи (не так давно сыгравшего Гитлера в фильме Давида Внендта "Он снова здесь"). Актеру 51 год, а играет он в первой трети фильма 22-летнего Фассбиндера, и, не меняясь, погибающего от спиртного и наркотиков 37-летнего. Разницы нет. Каким пришел, таким и ушел. Такая интерпретация понятна, поскольку Релер намеренно придал образу глубинную многозначность, она позволяет играть вне времени. Оливер – более, чем убедителен, он и внешне похож на Фассбиндера. Любовные сцены, слезы, вопли, извращения, садизм -  дно, но в это же  время создаются  шедевры.  

В Америке, встречаясь с Энди Уорхолом, который сделает скандальный постер для  последнего фильма "Керель", Фассбиндер скажет: "Я иду туда, где больно". "Зачем?", - удивится Энди. "Там ближе к реальности". Всю свою короткую жизнь Фассбиндер  топил себя  в болоте боли и тянул за собой всех, кто был с ним рядом.  Он говорил, что героиня в фильме "Тоска Вероники Фосс" (о звезде немецкого кино нацистского времени, ставшей после войны морфинисткой), сама себя  уничтожила. И в этом, возможно, у нее много общего с ним.

Фильм "Фассбиндер" тянется больше двух часов. С первой половины хочется сбежать, вторая прилипает пластилином. Оскар Релер  прячет своих персонажей в замкнутом пространстве  съемных студий и бара, а там, за окном, мир беснуется,  меняется. И Фассбиндера это волнует. Палестинские террористы захватили израильских спортсменов в Олимпийской деревне...  Надо что-то делать.  И он снимает фильмы, и снимает, и о терроризме  тоже. Но все это остается за кадром. В кадре - умирающий от сердечного приступа Фассбиндер, успевший увидеть свою в черное облаченную Смерть.

Премьера картины была запланирована в этом году на Каннском кинофестивале. 31 мая Райнеру Вернеру Фассбиндеру исполнилось бы 75 лет. К этой годовщине в кино должен был выйти биографический фильм Оскара Релера, но пандемия изменила график. Премьера фильма состоялась на ММКФ.

В фильме снимались: Оливер Мазуччи, Хари Принц, Катя Риман, Феликс Хелльманн, Антон Раттингер, Эрдал Йильдиз, Маркус Херинг, Майкл Кламмер, Йохен Шропп и другие. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Алла Феллинишна
"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть