Несколько слов о фестивале сказали руководитель Дома творчества Дарья Беглова, замруководителя Борис Куприянов и креативный директор Мария Федотова.
Как вам пришла в голову идея такого фестиваля?
Дарья. Идея нас буквально осенила: вся концепция родилась за полчаса жарким июньским днем. И, надо сказать, придумывался фестиваль очень легко: мы смеялись, перебивали друг друга, накидывая идеи и вспоминая всё, что называют душным, а мы так любим. И поняли, что совсем не хочется играть в эдьютейнмент [прим. ред.: так называемая технология обучения через развлечение, когда, например, в образовательный процесс вводят квесты, мемы] и упрощать темы, а хочется действительно собрать всё это в один большой день. Сделать "фестиваль наоборот", пошутить немного, — в первую очередь, над собой и своей серьёзностью.
Чем организация единого фестиваля отличается от проведения отдельных (литературных/художественных/музыкальных) резиденций? Минус однодневного пребывания очевиден: следующие 20 дней тебе никто не будет давать компот из сухофруктов. Плюс — тоже очевиден: можно окунуться в культуру с головой. Но есть ли что-то ещё?
Дарья. Резиденции — это всё же совсем другое. Принцип организации таков: претенденты (писатели, поэты, переводчики, художники) присылают свои заявки, их рассматривает экспертная комиссия и отбирает лучшие. Этим авторам предоставляется возможность пожить и поработать в Переделкине в течение 21 дня. А фестиваль делается для широкой аудитории, как и наша публичная программа. Фестиваль — это возможность собрать много людей со сходными интересами, и в нашем случае мы приглашаем тех, кто любит знания; любит учиться, делиться, открывать, узнавать.
Как долго вы подготавливали программу и находили общий язык с ведущими? Тематика площадок весьма внушительная.
Борис. Действительно, программа большая и, мы надеемся, глубокая. Ни один ученый, лектор, человек, которого мы приглашали, не отказался. Некоторые, конечно, не смогли приехать, но не потому, что им не понравилась идея фестиваля, а потому что их физически не будет в Москве 25 августа. Как раз общее согласие утвердило нас в уверенности в нашей правоте. Основной принцип в любом деле — делать его так, чтобы тебе было интересно самому. Нам, нашим гостям, участникам фестиваля — интересно.
Где пролегает граница между "духотой" и оправданной серьёзностью? Мне показалось, что описание на странице мероприятия стало своеобразным литературным экспериментом: "душные" интенции оказываются способны вызвать лёгкий и непринуждённый смех, если подходить к "духоте" с юмором.
Дарья. Хотим мы того или нет, но любой серьёзный специалист в чужих глазах выглядит занудой. Мы считаем, что не надо бояться: ни своего занудства, ни тем более чужих глаз. Самоирония вообще — одно из важнейших качеств. Да, каждый из нас готов часами рассказывать о том, что ему интересно. И кто-то может сказать: это душно. Ну и пусть, ведь интересно же! Фестиваль "Душно" — это праздник душности: правильной, ироничной и весёлой.
Планируете ли вы проводить фестиваль на постоянной основе, или это разовый перформанс?
Дарья. Посмотрим, как пройдёт первый фестиваль и насколько он понравится посетителям и участникам.
Какие лекции и дискуссии в программе рекомендуете лично вы и почему? Что, может быть, сами собираетесь посетить? Или о чём неожиданно узнали, когда подготавливали фестиваль?
Борис. Участь организатора фестиваля не завидна. Мы это придумываем, обсуждаем, договариваемся с выступающими, но во время самого фестиваля практически не можем ничего посмотреть! Всё время решаешь мелкие технические, логистические… в общем, организационные вопросы. Чем лучше их решаешь, тем твой труд для гостей менее заметен. Нужно добиться того, чтобы посетитель был уверен, что всё само идёт, что так и должно быть. А так как мы сами выбирали события фестиваля "под себя", то они все нам, естественно, нравятся. Я очень хочу сдать госэкзамен по русской литературе, как его сдают студенты Литинститута. Очень хочу послушать лекцию Александра Иванова о Шпаликове и Ги Деборе: Шпаликов же наш, переделкинский! Хочу послушать читку треневской "Любови Яровой" и обсудить две её экранизации… Кстати, я узнал, что по этой пьесе не только снято два фильма, но и есть ещё три телеспектакля, большая опера и даже оперетта! Когда погружаешься, вообще многое узнаёшь совсем неожиданно. Сходить на лекции Кукина, Давыдова, Нарановича, Надьярных— мечтаю. Люблю Караваджо; всегда интересовался наивной поэзией; античная философия интересует очень… А рассказ Стаса
[прим. ред.: имеется в виду Стас Наранович — магистрант кафедры классической филологии РГГУ, который выступит на фестивале с лекцией "Духовные упражнения в кинической философии: от ἄσκησις к ἀρετή"] всегда интересен: он не "снобирует" слушателя, даже если тот совсем не специалист. А вы знаете, что 24 августа исполнится 125 лет со дня рождения Борхеса? И 26 августа — 110 лет Кортасару. Как можно 25-го не поговорить о латиноамериканской литературе?!
Почему "жарко" и "душно" — это не синонимы? Всё-таки август холодный задался. И будут ли какие-то изменения в программе при дождливой погоде?
Мария. "Жарко" — это про температуру воздуха, а "душно" — про его отсутствие. При дождливой погоде воздуха станет меньше, и мы уплотнимся в стенах Дома творчества… где будет уже по-настоящему тесно и душно. Но не мокро!
***
По не зависящим от корреспондента причинам, интервью пришлось проводить "на расстоянии" — в форме переписки. Такое случается, когда до события остаются считанные дни, и на полноценную, неспешную беседу со всеми организаторами сразу уже нет времени. Правда, о культуре можно говорить бесконечно! Ну, или хотя бы целый день 25 августа в Переделкино, где, впрочем, всегда рады гостям.