10 фактов о медицинских клоунах: всё, что хотели знать, но боялись спросить!
    16 сентября 2025
    Лучшему городу в мире - 878!
    14 сентября 2025
    Тема 80-летия Победы — одна из центральных на Форуме объединённых культур в Петербурге
    9 сентября 2025
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    9 сентября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    Василий Нацентов. Из Каменностепных песен.

    В литературном проекте "Ревизора.ru" – стихи "с тяжёлым дыханием Фета" и не только.

    Василий Нацентов.
    Василий Нацентов.

    Василий Павлович Нацентов – поэт, эссеист, родился в 1998 году в Каменной Степи Воронежской области.

    Василий Нацентов печатался в журналах "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Москва", "Наш современник", "Юность", в "Литературной газете" и др. Лауреат Международной премии им. В. Аксёнова "Звёздный билет", финалист и обладатель специального приза премии "Лицей" им. А.С. Пушкина от журнала "Юность". Член Союза писателей Москвы. Участник семинара поэзии проекта "Путь в литературу" 2018 года.

    На одной из презентаций своей первой стихотворной книги «Лето мотылька» осенью 2019 года Василий говорил: "Я думал, что писать стихи – это так же естественно, как жарить картошку, дышать, рыбачить… И только когда вырос, я узнал, что, оказывается, не все пишут и даже не все читают. Это стало открытием!"
     
    Из Каменностепных песен 

    ***
    Вот повзрослел, поумнел
    и наконец-то понял, что нужен –
    жене, которая ждёт из "Пятёрочки",
    фейкам, которые пишут гадости в соц. сетях,
    редактору, которому обещал  к понедельнику обесценивающийся
                                                                                                                     материал...
    Но я про материю, про вещество,
    которое день за днём истончается,
    а к этому самому понедельнику и вовсе, может быть,
                                                                                             растворится.
    И даже воздух не будет пахнуть тленьем,
    мокрым палым листом.
    Это, впрочем, не так плохо –
    значит, всё куда-то девается
    и откуда-то появляется!
    А меня учили другому...


    ***
    Фары скользят по тёмным смолистым окнам:
    с работы ещё не пришли, а уже стемнело.
    Страшно спросить в темноту, оглянуться: кто там?
    Страх возводишь в одушевлённую степень и
                                                                            отделяешь от тела.
    И несёшь, как цветок на могилу погибшей птицы –
    от рук твоих, от ветра, от нынешнего режима.
    Хочется одного: камнем упасть к щиколоткам любимой,
                                                                                                      разбиться,
    как дождь, как голубь, но и это недостижимо.
    Просто потому, что ты не дождь и даже не голубь
    и любимая не оценит, потому что любит.
    Лучше подойди к ней сзади, холёный, голый,
    и шлёпни, как школьницу в самом развратном клубе.
    Может быть, только это на земле и держит –
    животная прихоть, тяга порочной плоти.
    Всё время ищешь единства - не-нужен, нежен –
    утлая лодка в гомеровском славном флоте.


    ***
    Никто не мог произнести:
    "Вот, падает листок!"
    И девочка подобрала
    его. И унесла.

    Не говори, не говори –
    и нам с тобой нельзя.
    Горят осколками зари
    у девочки глаза.

    Чем дальше в лес, тем тише звон
    её хрустальных ног:
    Легка она и явен он.
    Как правда. Как итог.

    И шёпот катится вослед,
    восторжен и постыл.
    Но ничего на свете нет.
    И даже след простыл.


    ***
    Теперь, когда ты неизбежно легка
    и пахнет листвой опадающей,
    смотри на меня, дурака,
    я рядом пока ещё.

    И не отпускай меня, не отпускай –
    на тень наступи, слово вырони.
    Так просто и ясно: осталась тоска.
    Храни её.


    ***
    Как ворох, наутро уляжется злое нутро,
    и выпадет снег, и захочется из дому выйти
    в ноябрь, как подкова тяжёлый, в толкучку метро,
    и в полупустой забегаловке пива солёного выпить.

    Легко расставаться, легко, похмелившись, идти,
    пуская за пазуху белый крахмаленный ветер,
    и думать, что прячутся в детских шкатулках скворцы
    как напоминанье о несостоявшемся лете,

    несбывшейся жизни, цветочном ларьке за углом,
    в котором работает грустная девочка Мила.
    Запомни всё это, что было, что сбыться могло.
    И мимо пройди. Обязательно мимо.


    ***
    Твоя слеза
    сквозь бороду щекочет щёку.
    Наверно, стоило побриться:
    в день расставания мне было бы смешно.


    ***
    Мне хочется ей оставить что-нибудь на память.
    Например, шарф.
    С одной стороны тёмно-зелёный в клеточку,
    с другой стороны тёмно-синий в горошек.
    Несмелый, как первый снег.
    Но дома подумают, пропил,
    скажут, какой был шарф –
    с тяжёлым дыханием Фета,
    шуршаньем карандаша.

    Но что они скажут, если
    выяснится о ней?


    ***
    Антоновка в корзине, на веранде,
    и затхлый запах сумерек, когда
    всё это повторится...
    Дожить бы.

    Свет в окошке влажен –
    там плакали усталые глаза,
     а я стоял и ничего не делал.
    Мудак и трус.

    Но мир и утром – золотой, холёный –
    как будто ничего и не бывало –
    меня, другого, примет, как примету –
    к дурной погоде,
    к скорым холодам.


    ***
    Проститься можно утром,
    чтобы дня хватило
    в порядок привести дела
    и дневники из тайника достать.
    Пока ты дочку мне не родила,
    мы можем быть беспечными и грустными
    и ссориться два раза до обеда,
    а к вечеру мириться только раз.
    Потом, лишившись выбора, мы будем
    мы будем счастливы.
    Я говорю тебе.


    ***

    К Новому году бюст поэта на нашем буфете обвит гирляндой.

    Наверное, на ней можно повеситься:
    она с лёгкостью выдержит полкилограмма гипса.
    По её огонькам, как по лестнице,
    можно подняться до потолка.

    И никто не достанет.

    (Так однажды товарищ Сталин, наш самый большой учёный, сказал о Баранском, географе-экономисте: "Баранского не трогать!" И всё. Никто Баранского не тронул. Никогда не тронул. Он в умер в разгаре Оттепели восьмидесятидвухлетним стариком.)

    Вот и учись:
    забейся в угол, созерцай и молчи:
    становись если не премудрым пескарём,
    так хотя бы карасём-идеалистом.
    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    «Кровавая Свадьба» Ф.Г. Лорки. Чеченский государственный академический театр имени Ханпаши Нурадилова. Режиссер Роман Мархолиа.
    Лучшему городу в мире - 878!
    Тема 80-летия Победы — одна из центральных на Форуме объединённых культур в Петербурге

    В Москве

    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    В Москве с 17 по 20 июля пройдет фестиваль циркового искусства «Идол‑2025»
    Фестиваль культуры Латинской Америки и Карибского бассейна откроется в Москве
    Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть