"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Польше верующие выступают против выставки художницы Марины Абрамович

Выставка под названием "Марина Абрамович. Чистильщик/Клинер" проходит в Центре современного искусства "Знаки времени" в городе Торуни на севере Польши.

Автор: Ревизор.ru
Марина Абрамович. Фото: actualidad.rt.com
Марина Абрамович. Фото: actualidad.rt.com
Как сообщают СМИ, выставка стала объектом недовольства католического населения Торуни. Пока протесты проходят довольно мирно: религиозные активисты лишь приходят к зданию музея с крестами и стягами и читают молитвы.

Выставка работ Марины Абрамович имеет передвижной характер. Она впервые была показана в 2017 году в стокгольмском Модерна Мусет, а затем - в Дании, Норвегии, Германии и Италии. В экспозицию входят видео, архивные материалы, фотографии, рисунки, объекты и перформансы, на которые Марина Абрамович большой специалист; в них участвуют специально нанятые исполнители.

После Торуни экспозиция должна поехать на родину художницы - в Белград. Эксцессов до сих пор на пути выставки не отмечалось.

Польские католические активисты осуждают проведение выставки в своей стране во время Великого поста. Ей присвоили прозвище "сатанинский вернисаж". В интернете появилось заявление о том, что верующие имеют право требовать, чтобы власти защищали страну и нацию от "искусства", являющегося злом и относящегося к тайным культам. Противники выставки имеют в виду слухи о принадлежности Абрамович к секте сатанистов. Эта версия возникла в 2016 году в связи с давним, еще 1990-х годов, перформансом Spirit Cooking, в процессе которого художница рисовала свиной кровью.

Отмечается, что протест выставке Абрамович выразило и местное арт-сообщество, но вовсе не по идеологической причине: художники недовольны низкой оплатой труда исполнителей, участвующих в известных перформансах Марины.

Марине Абрамович сегодня 73 года. Она родилась в Белграде в 1946 году, училась в университете искусств в Белграде, в Академии изящных искусств в Загребе (Хорватия). В 1970-е годы Марина Абрамович преподавала в Академии изящных искусств в Нови-Саде и начала сольную арт-карьеру. В настоящее время художница уже давно живет в Амстердаме.

На протяжении полувека Марина Абрамович занималась исследованием отношений между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума. За это арт-деятельницу прозвали "бабушкой искусства перформанса". Подлинное открытие сути искусства она совершила в 14 лет, увидев, как один из взрослых плюнул масляными красками на холст и разорвал его: художница поняла, что процесс важнее результата.

Наиболее известны перформансы Абрамович "Ритм 0" 1974 года – она предложила публике 72 предмета, в том числе нож, хлыст, пистолет с одним патроном и разрешила применять их к себе, а затем на протяжении 6 часов отмечала, как люди становятся все агрессивнее в причинении боли; "Балканское барокко" 1997 года – художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии. За последнюю работу она получила премию "Золотой лев" 47-й Венецианской биеннале.

Один из новых перформансов Марины Абрармович называется "В присутствии художника". Он впервые был разыгран в 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства на первой ретроспективной выставке деятельницы. Идея перформанса заключалась в пристальной "переглядке" с любым желающим, которая фиксировалась фотографом. За 736 часов и 30 минут художница посмотрела в глаза полутора тысячам посетителей.

В России в октябре 2011 года в московском Центре современной культуры "Гараж" открылась крупная ретроспектива Марины Абрамович тоже под названием "В присутствии художника". На ней было показано четыре новых перформанса. Абрамович провела в "Гараже" пятидневный мастер-класс по обучению будущих участников её реперформансов своей авторской методике. 

Для "Ревизора.ru" ситуацию с неоднозначной реакцией общества на выставку Марины Абрамович в Великий пост прокомментировал художник Валерий Потапов – православный живописец, уже много лет посвятивший рисованию российских православных храмов, как разрушенных, так и возрождающихся.

- К сожалению, я не очень хорошо знаю творчество Марины Абрамович, данную выставку не видел, работы из ее экспозиции не представляю, поэтому конкретно об этом конфликте говорить не могу. Но я видел достаточно много перформансов в европейских музеях, в музее современного искусства в Париже, например, и у меня сложилось отрицательное отношение к этим вещам. Конечно, об этом направлении современного искусства трудно говорить вообще: иногда за перформансом стоит очень неплохой художник, просто он решил себя вот так самовыразить. А иногда - неумеха, который рисовать толком не умеет и пытается эпатажем подменить отсутствие техники, навыков и даже порой таланта. За попытку можно его похвалить, но каковы результаты?.. Я знаю людей, которым перформансы интересны, но мое субъективное мнение – что это не вполне искусство. В том числе и потому, что это вещи временные: их можно созерцать недолгий срок, потом их разбирают или они сами исчезают, и меня как художника не трогают недолговечные арт-объекты.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть