"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

3 сентября 2018 11:15

К 160-летию со дня рождения нижегородского фотографа Максима Дмитриева

В Русском музее фотографии открылась выставка, приуроченная к 160-летию со дня рождения нижегородского фотографа М.П. Дмитриева

Фото: Елизавета Высоцкая
Фото: Елизавета Высоцкая

Его по праву можно считать основоположником публицистической фотографии в России. Максим Петрович Дмитриев родился 21 августа 1858 года в деревне Повалишино, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Детство фотохудожника было тяжелое. В возрасте 2х лет его отдали на воспитание крестьянину Куприянову в Рязанскую губернию, а когда дела пошли на спад, Максиму Петровичу самому приходилось зарабатывать себе на жизнь. В возрасте 14 лет он служил "мальчиком" в посудной лавке. Вскоре, мать устроила Дмитриева учеником в московскому фотографу М.П. Настюкову. Юноше очень нравилась работа подмастерья, и он стал быстро осваивать фотохудожественное дело, изготавливал пластинки, наклеивал отпечатки и ретушировал. У многих на такое обучение уходили годы, а Максим Петрович за несколько месяцев достигнул небывалых результатов. Параллельно с работой у известного фотографа, Дмитриев занимался на рисовальных курсах в Строгановском училище.

В 1877 году Максим Петрович переезжает в Нижний Новгород и устраивается ретушером в ателье Д. Лейбовского. Через пару лет становится помощником знаменитого основоположника художественной фотографии Карелина. Под его руководством Дмитриев восполняет пробелы в образовании, повышает свои профессиональные навыки и в 1881 году вместе с компаньоном Л. Галиным открывает фотоателье на ул. Большой Покровской. Но между компаньонами наметился разлад и Дмитриев вернулся к Карелину, одно время работал в Москве и Орле, к середине 80х обратно вернулся в Нижний.
 
7 февраля 1886 Максим Петрович получил разрешение на открытие собственного фотоателье. Не смотря на высокую конкуренцию в сфере фотографии и с учетом того, что ателье Дмитриева было уже 6-м в городе, известность к фотографу пришла довольно быстро. В 1889 году на Всероссийской фотографической выставке в Москве Дмитриев представил 53 работы в разных жанрах и обратил на себя внимание специалистов в области фотографии. В Петербурге "Волжская коллекция" произвела фурор на фотовыставке и была удостоена похвального отзыва.

М. ПДмитриев с семьей. Фото: Елизавета Высоцкая

Работы Дмитриева еще не раз удостоятся почетных наград. в 19892 году в Амстердаме ему вручили Почетный диплом и даже критик В.В. Стасов писал ему лично: "… я в неописанном восторге от Ваших фотографий, особенно от "картин голодного года".

Фотографические работы Дмитриева были в разном жанре: пейзажи, портреты, групповые снимки. Но особое место в его творчестве занимали остросоциальные серии. Он не стеснялся снимать людей в тифозной горячке, пострадавшие от засухи районы, полуразвалившиеся дома и голодающих. Серии снимков "Арестанты на строительных работах", "Неурожайный год 1891-1892 год в Нижегородской губернии" не только принесли ему признание, но и получили много критики.

День белой ромашки. Фото: Елизавета Высоцкая
 
Документальная фотография Дмитриева имела большую популярность. Одно время он работал в архивной комиссии (НГУАК), создавал экспонаты для краеведческого музея. Его работы с видами Нижнего Новгорода часто запрашивала Петербургская академия художеств.

Максим Петрович очень любил создавать панорамы города. Он был исследователем, пробовал разные ракурсы, бывал на высотных зданиях города, искал новые виды нижегородских улиц. Его фотопанорамы Нижнего Новгорода, карточки с изображением исторических мест были очень востребованы у притязательной отечественной публики.


Работа Дмитриева. Фото: Елизавета Высоцкая
 
И сегодня, благодаря Дмитриеву, нижегородцы могут узнать историю города через призму фотокарточки мастера. Можно сказать, это великое счастье иметь работы фотографа, дошедшие до наших дней.

На выставке представлено около 160 экспонатов и архивных документов, 70 из которых фотографий М.П. Дмитриева. На них запечатлена Нижегородская губерния рубежа XIX- XX веков. Тут и технические достижения, как гиперболоидная башня Шухова на XVI Всероссийской промышленной выставке, и сестры милосердия во времена бушующих эпидемий.


Фотографии с XVI Всероссийской промышленной выставки. Фото: Елизавета Высоцкая
 
Техника в те времена была не такая совершенная, как сейчас. Но на фотографиях Дмитриева и сегодня, увеличивая на компьютере, можно разобрать самые мельчайшие детали, вывески на зданиях или номера домов. Многие современные художники удивляются и рукоплещут мастерству Максима Петровича. Не имея самой современной техники, он создавал удивительные фотографии, передающие эмоции и настроение.

Алексей, студент исторического факультета (посетитель выставки): "Не хватает слов, чтобы описать мое восхищение от увиденного. Это действительно, редкие кадры города, которые порой в музеях не увидишь. Это настоящие богатство! Для меня ценно увидеть кадры с Всероссийской промышленной выставки. Я сам сейчас живу в районе Нижегородской ярмарки и очень интересно, что здесь было до постройки жилых домов".

Посетители выставки. Фото: Елизавета Высоцкая
 
Специально для юбилейной выставки привезли архивные материалы из Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга и государственного архива Тамбовской области.

"Очередной юбилей Дмитриева впервые в таком масштабном охвате. Мы постарались показать разные направления его творчества. Эти направления позволяют понять, как формировался фотохудожник, которого по праву считают зачинателем жанра фотографической публицистики. Он старался показать общественную жизнь, политические события, и даже те портреты, которые здесь выставлены - это панорама жизни Нижнего Новгорода. Изюминка выставки – биографические документы о жизни и творчестве Дмитриева, в том числе метрическая запись о его рождении, которую нам предоставили наши коллеги, тамбовские архивисты, а так же переписка Дмитриева с архивной службой",- рассказал руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Пудалов Борис Моисеевич.


Пудалов Б.М. Фото: Елизавета Высоцкая
 
Отдельная часть экспозиции – домашние портреты известных людей. Горький в кругу семьи, свадьба купца Бугрова, М.М. Рукавишников в старинном кресле. Глядя на эти фотографии складывается впечатление, что они свежие и совсем недавно "вышли" из фотоателье. Но как говорит Вера Михайловна Тарасова, директор Русского музея фотографии, качество карточек было исключительное, их печатали контактно со стеклянного негатива большого формата. Это было сложно и трудоемко, но именно это и позволило сохранить фотографии до сегодняшних дней в первозданном виде.


Горький на фотографиях Максима Дмитриева. Фото: Елизавета Высоцкая
 
К сожалению, фотоателье сохранить не удалось. Когда-то открытая лаборатория на улице Осыпной (ныне Пискунова) превратилась в музей фотографии. Кроме экспозиции, приуроченной к 160-летию со дня рождения фотографа М.П. Дмитриева, можно окунуться в мир старины. На первых этажах здания XIX века расположилась экспозиция посвященная жизни фотохудожника и его учителя Карелина. Можно посмотреть старинные стереопозитивы, негативы, ящичные камеры 70-хгодов XIX века, личные вещи известных фотографов и даже деревянную дорожную камеру, которая принадлежала самому М.П. Дмитриеву.

Выставка открыта для нижегородцев и гостей города до 23 сентября.
Русский музей фотографии, ул. Пискунова, д. 9а.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
Игорь Неведров: "Артист, когда чувствует, что свободен, играет лучше".
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть