Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Навек отравлена любовью к живописи. К 100-летию со дня рождения Тамары Гусевой

В НГХМ открылась выставка художницы Тамары Гусевой. "…Твой дар, твой глаз, дарованный от Бога, помогал тебе колористически видеть пустую стену, или гряду подзаборных мусорных сорняков, превращая их в красоту…" Е. Расторгуев о Т.П. Гусевой

Фото: Елизавета Высоцкая
Фото: Елизавета Высоцкая

Яркая, красочная, немного графичная, и в то же время, по-женски нежная, утонченная и глубокая. Так можно описать живопись Тамары Петровны Гусевой. Цвет и свет ее работ создают букет ощущений красоты и радости лишь при одном взгляде на полотна. Чувствуется движение сухоцвета в вазах, слышится шум с улочек Городца, оживают театральные подмостки.

Фото: Елизавета Высоцкая

Профессиональная деятельность Тамары Петровны весьма разнообразна. Она стала искусным живописцем, была театральным художником, работала в нижегородском художественном музее и даже возвращала картины к жизни. Ее можно назвать путешественницей, наперевес с этюдником вместе со своим мужем-художником Е. Расторгуевым объездила Север, Урал и Среднюю Азию, позже ее работы экспонировались в Европе и Америке. Произведения Тамары Гусевой бережно хранятся в Третьяковской галерее, Музее искусств им. Пушкина, Театральном музее им. Бахрушина, а так же в частных коллекция России и зарубежья.

Фото: пресс-служба НГХМ

Гусева Тамара Петровна (биографическая справка)

(01.03.1918-12.06.2002) Родилась в городе Санкт-Петербург (Петроград). Училась в Горьковском художественном училище (1935-1940) у А.В. Самсонова. Во время ВОВ исполняла обязанности директора Горьковского Художественного музея, участвовала в сохранении не эвакуированной части музейной коллекции, оставшейся в Горьком. Получила высшее образование в Москве во ВГИКе (1945-1951) на художественном факультете у Ю.И. Пименова, Ф.С. Богородского, Г.М. Шегаля, И.П. Иванова-Вано. Недолгое время работала на киностудии "Союзмультфильм", участвовала в создании мультфильмов "Сармико" О.П. Ходатаевой, Е.Н. Райковского (мультфильм получил 1-ю премию Мира на кинофестивале в Праге в 1953 году).

Работала как художник-постановщик в Центральном Театре Советской Армии и других театрах РСФСР. С 1958 года активно занималась керамикой, создавала декоративные блюда, вазы, пиалы. В 1983 году была удостоена звания Заслуженны художник РСФСР. Всю свою жизнь посвятила станковой живописи, театрально-декорационному искусству и графике.

Юбилейная выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения художницы, распахнула свои двери для посетителей в стенах Нижегородского художественного музея.

Для музея это не просто выставка, познакомить нижегородцев и гостей города с удивительным наследием Тамары Гусевой. Это дань памяти, повод рассказать о ее неординарной личности и выразить благодарность от всего коллектива НГХМ за ее вклад в работу музея.

Наталья Слепченкова. Фото: пресс-служба НГХМ

Слепченкова Наталья (искусствовед НГХМ, куратор выставки) "Для нас это возможность поблагодарить Тамару Павловну за ее лепту в музейной жизни, за сохранение и пополнение музейной коллекции. Она работала в годы войны тогда еще в Горьковском художественном музее, когда всю музейную коллекцию увезли в Новосибирск, здесь осталась часть собрания и особняк. В такие нелегкие годы она, молодая 23-летняя девушка, отстаивала здание, отстаивала коллекцию и даже смогла приобрести шедевр кисти художника Н.И. Фешина "Портрет Н.К. Евлампиева". Эта картина до сих пор экспонируется в нашей постоянной выставке"

Выставка "Свет и цвет Тамары Гусевой" поделена на 3 части, на 3 жизненных этапа: театрально-декорационное искусство, станковая живопись и графика.

В ранних полотнах автора 40-50-х годов хорошо передается осязание мира, чувство цвета, от художника к зрителю. Ее необычный подход к пастельным приглушенным тонам, поражает публику. Насколько проработаны оттенки. На первый взгляд кажется, что картина нарисована белым цветом на белом, но переходы палитры подобраны так тонко, что богатство цвета от этого не теряется, наоборот, начинает играть совершенно новым колоритом.

Картины Гусевой. Фото: Елизавета Высоцкая

Поле окончания войны художница уехала в Москву и больше прославилась как Московский живописец, как декоратор, художник театра. В экспозиции представлены эскизы декораций к спектаклям, наброски костюмов. Никто не видит мир закулисья, тем более, как рождаются художественные образы. Тамаре Гусевой удавалось создавать особую атмосферу, сценический эффект. Она умело обыгрывала мягкие переходы из цвета в цвет, и в то же время сочетала кричащие яркие тона. Она привносила в декорационное искусство свое чувство света и цвета так, что ее театральные зарисовки становились полноценным художественным произведением.

Эскизы костюмов к спектаклю "Человек с ружьем", 1969 г. Фото: Елизавета Высоцкая
 
Еще один этап профессиональной жизни Тамары Гусевой – масляная пастель "Панда" (Прим. "Панда" - название производителя материала). Такой вид графики встречается очень редко. Во-первых, с таким материалом достаточно сложно работать, а во-вторых, техника нанесения пастели сложная, и поддается не каждому. Тамара Петровна начинает работать в этой технике с 70-х годов. Она не подчиняла ее себе, они вместе гармонично существовали, создавая уникальные полотна.

Не смотря на то, что все произведения художницы созданы на бумаге, язык не поворачивается назвать их набросками или пробой пера. Это полноценные картины, выражающие мысли, чувства и переживания автора. Большинство графики приходиться на городецкие пейзажи. В свое время Тамара Гусева вместе со своим мужем купил небольшой домик в Городце на Кукушкиной горе. Она любила рисовать натюрморты. Картины последних лет были минималистичны, изображалась ваза, ветка сухостоя, цветы или фрукты. Каждый мазок пастели глубокий, насыщенный, и цель, которую она ставила перед собой, добиться "цветного света" была достигнута.


Посетители выставки. Фото: Елизавета Высоцкая
 
Какими бы ни были живыми "Анемоны на подоконнике", основную часть живописи Тамара Гусева посвящала городецким пейзажам. Традиционная городецкая роспись, домовая резьба, архитектура города, все находило отражение на холсте живописца. Тихий и провинциальный городок на картине становился ярким героем авансцены.


Картина "Улица Рублева в Городце", 1989 г. Фото: Елизавета Высоцкая
 
Тамара Гусева оставила после себя не только огромное живописное наследие, которое ценят и чтят, ее "художественное дело" передают из поколения в поколение и продолжают близкие ей люди.

Людмила Варламова (художник, невестка Тамары Гусевой) "Моя дочка пошла по стопам бабушки. Наташа, будучи маленькой, объездила с нами по миру. Ей было 12 лет, когда она с Тамарой Петровной поехала в Питсбург. Она училась в английской школе, была у бабушки переводчиком. Наташа, тоже закончила ВГИК, очень талантлива, работает на "Союзмультфильме". Мультфильм "Привередливая мышка", над которым она работала, в 2014 году получил международный приз в Сеуле. Такая у нас художественная династия, поддерживаем традиции!".

Выставка будет работать до 15 июля 2018г. Нижегородский художественный музей, Кремль, 3 корп.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть