Знак-нашивка для запона (масонского фартука) Россия. 1-ая четв. XIX в. Фото: ГМЗ "Царицыно"
Свобода в создании архитектурных сооружений XVIII века, великолепных чертогов и дворцов, руин и павильонов, храмов и многочисленных беседок в парках и садах создавала особый универсум, мир, Вселенную. Вся русская усадебная культура, берущая начало со времен великой императрицы, подчинена этому распорядку. В русских усадьбах устраивали театральные представления, праздники, фейерверки, здесь же знакомились с литературой эпохи Просвещения, прогуливались тенистыми аллеями, попадая то в чайный домик Китая, то в голландский, итальянский и турецкие павильоны, так совершали кругосветное виртуальное путешествие лишь только в рамках одной усадьбы:
И не расстаться с амулетами,
Фортуна катит колесо,
На полке, рядом с пистолетами,
Барон Брамбеус и Руссо.
(Николай Гумилёв. Старые усадьбы)
Гравюра "Архитектурный пейзаж с руинами", Западная Европа, кон. 18 в., Книжная иллюстрация с изображением символической композиции: невысокая арка, в проеме которой установлен диск с отверстием в центре.
Фото: ГМЗ "Царицыно"
Рождение же архитектурных фантазий и самых умопомрачительных сооружений, и впрямь гипнотизирующих взгляд смотрящего, пришлось на великолепную Италию. В залитой солнцем стране, наследнице великой Римской империи, на свет появились Джованни Баттиста Пиранези, Пьетро ди Готтардо Гонзаго и семейство болонских архитекторов и декораторов сцены Галли да Бибиена. В выставочных залах посетителям предоставляется уникальная возможность познакомиться с их графическими работами, офортами, эскизами декораций. Недаром в таком тематическом проекте участвуют собрания пяти государственных музеев и четыре частных собрания. Здесь нашлось место знаменитым темницам Джованни Пиранези, и его же шедевру – гравюре "Ихнография или План Марсова поля в античные времена" (1757), а также многоуровневым и многослойным театральным комбинациям ренессансной Италии в работах семьи Галли да Бибиена. Одним из известных архитекторов данной семьи был Фердинандо Бибиена (1657-1743), служивший около 28 лет театральным придворным декоратором в Парме и оформивший многочисленные спектакли на античные сюжеты в Барселоне, Вене, Мантуе, Венеции, Риме. Фердинандо Бабиена стал именно тем архитектором, который нарушил традицию построения симметрических декораций. В его работах и эскизах чётко прослеживается глубинная боковая перспектива, иллюзия высоты, придававшие сценическому пространству живой характер. Архитектор обладал недюжинным инженерным даром и чутьём – он мог приводить в движение нарисованные декорации, так, что изысканные постройки, дворцы, площади, улицы, храмы сменяли друг друга.
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), Гравюра "Руины храма Нептуна в Пестуме", Испания, 1778. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"
Из века XVIII мы попадаем в века XX-й и XXI. Наряду с образцами архитектуры и сценического пространства эпохи Просвещения можно увидеть и примеры декорационного, музыкального и анимационного искусства современности. Свои работы на выставку представили Сергей Эстрин, Александр Бродский и Илья Уткин, Юрий Аввакумов – признанные последователи бумажной архитектуры.
Джакомо Кваренги (1744–1817), Проект росписи. 1780-1790-е годы. Из коллекции С.А. Подстаницкого. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"
Особый раздел выставки, “Волшебный фонарь”, представляет анимационное искусство Андрея Хржановского – в его мультипликационных историях с особым вкусом представлена сценическая архитектура. Достаточно вспомнить его “Дом, который построил Джек”, “Чудеса в решете” или “Калейдоскоп-71: Шкаф”.
А. Бродский, И. Уткин. Театр без сцены, или Блуждающий зрительный зал, коллекция Ильи Уткина. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"
История и традиция воображаемой и фантазийной архитектуры, масонских символов и их знаменитых сооружений отразилась не только в знаменитой опере Вольфганга-Амадея Моцарта “Волшебная флейта”. Посетители выставочного пространства могут услышать мини-оперу Ираиды Юсуповой, посвящённой архитектуре, в исполнении артистов театра “ИюльАнсамбль”. Электронная, актуальная, мелодия пришла на смену классической, и в ней тоже прослеживается своя, музыкальная, архитектура.
Жак Калло, Франция. "Ярмарка в Импрунете". 1620. Из колл. А.Н. Севастьянова. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"
Великолепные дворцовые и бальные залы, храмовая архитектура и развалины руин, миниатюрные чайные домики и машинерия декорационно-театрального искусства ХХ-ХХI веков – всё рождалось в фантазиях архитектурных зодчих. Их создания, воистину гипнотические, радуют глаз и поражают своей чёткостью, скрупулёзностью, изысканностью, многослойностью и красотой. Классические сооружения, берущие начало в античной Греции, а позже Риме, нашли своё переосмысление в современном театре и кино, компьютерных играх и анимации. Мы все находимся в плену их фантазий и воображения, созидания и разрушения, праздников и фейерверков, веры и неверия, приобретений и утрат.
Выставка работает до 23 сентября 2018 года.