"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

6 августа 2018 14:51

Выставка архитектуры в музее-заповеднике "Царицыно"

В Большом дворце музея-заповедника “Царицыно” открыта выставка “Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня”

Знак-нашивка для запона (масонского фартука) Россия. 1-ая четв. XIX в. Фото: ГМЗ "Царицыно"
Знак-нашивка для запона (масонского фартука) Россия. 1-ая четв. XIX в. Фото: ГМЗ "Царицыно"

Музей-заповедник “Царицыно” верен своим традициям – вотчина Екатерины Великой не первый раз представляет нам путешествие во времени. На этот раз тематический фокус переместился в область архитектурных фантазий эпохи барокко и Просвещения. Впрочем, выставочный проект охватил не только всемирно признанные шедевры Джованни Баттисты Пиранези, Пьетро ди Готтардо Гонзаги, но и театрального, кинематографического и анимационного искусства. Законы построения воображаемого пространства XVIII века нашли своё продолжение в работах современных художников, режиссёров, создателей виртуальных миров. Из века XVIII проложены мосты и арки в современность. Театр Гонзаго, руины парков и садов соседствуют с современным декорационным искусством театра XXI века.

Свобода в создании архитектурных сооружений XVIII века, великолепных чертогов и дворцов, руин и павильонов, храмов и многочисленных беседок в парках и садах создавала особый универсум, мир, Вселенную. Вся русская усадебная культура, берущая начало со времен великой императрицы, подчинена этому распорядку. В русских усадьбах устраивали театральные представления, праздники, фейерверки, здесь же знакомились с литературой эпохи Просвещения, прогуливались тенистыми аллеями, попадая то в чайный домик Китая, то в голландский, итальянский и турецкие павильоны, так совершали кругосветное виртуальное путешествие лишь только в рамках одной усадьбы:
 
И не расстаться с амулетами,
Фортуна катит колесо,
На полке, рядом с пистолетами,
Барон Брамбеус и Руссо.
 
(Николай Гумилёв. Старые усадьбы)

Гравюра "Архитектурный пейзаж с руинами", Западная Европа, кон. 18 в., Книжная иллюстрация с изображением символической композиции: невысокая арка, в проеме которой установлен диск с отверстием в центре.
Фото: ГМЗ "Царицыно"
 
Рождение же архитектурных фантазий и самых умопомрачительных сооружений, и впрямь гипнотизирующих взгляд смотрящего, пришлось на великолепную Италию. В залитой солнцем стране, наследнице великой Римской империи, на свет появились Джованни Баттиста Пиранези, Пьетро ди Готтардо Гонзаго и семейство болонских архитекторов и декораторов сцены Галли да Бибиена. В выставочных залах посетителям предоставляется уникальная возможность познакомиться с их графическими работами, офортами, эскизами декораций. Недаром в таком тематическом проекте участвуют собрания пяти государственных музеев и четыре частных собрания. Здесь нашлось место знаменитым темницам Джованни Пиранези, и его же шедевру – гравюре "Ихнография или План Марсова поля в античные времена" (1757), а также многоуровневым и многослойным театральным комбинациям ренессансной Италии в работах семьи Галли да Бибиена. Одним из известных архитекторов данной семьи был Фердинандо Бибиена (1657-1743), служивший около 28 лет театральным придворным декоратором в Парме и оформивший многочисленные спектакли на античные сюжеты в Барселоне, Вене, Мантуе, Венеции, Риме. Фердинандо Бабиена стал именно тем архитектором, который нарушил традицию построения симметрических декораций. В его работах и эскизах чётко прослеживается глубинная боковая перспектива, иллюзия высоты, придававшие сценическому пространству живой характер. Архитектор обладал недюжинным инженерным даром и чутьём – он мог приводить в движение нарисованные декорации, так, что изысканные постройки, дворцы, площади, улицы, храмы сменяли друг друга.

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), Гравюра "Руины храма Нептуна в Пестуме", Испания, 1778. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"
 
Из века XVIII мы попадаем в века XX-й и XXI. Наряду с образцами архитектуры и сценического пространства эпохи Просвещения можно увидеть и примеры декорационного, музыкального и анимационного искусства современности. Свои работы на выставку представили Сергей Эстрин, Александр Бродский и Илья Уткин, Юрий Аввакумов – признанные последователи бумажной архитектуры.

Джакомо Кваренги (1744–1817), Проект росписи. 1780-1790-е годы. Из коллекции С.А. Подстаницкого. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"
 
Особый раздел выставки, “Волшебный фонарь”, представляет анимационное искусство Андрея Хржановского – в его мультипликационных историях с особым вкусом представлена сценическая архитектура. Достаточно вспомнить его “Дом, который построил Джек”, “Чудеса в решете” или “Калейдоскоп-71: Шкаф”.
 
А. Бродский, И. Уткин. Театр без сцены, или Блуждающий зрительный зал, коллекция Ильи Уткина. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"

История и традиция воображаемой и фантазийной архитектуры, масонских символов и их знаменитых сооружений отразилась не только в знаменитой опере Вольфганга-Амадея Моцарта “Волшебная флейта”. Посетители выставочного пространства могут услышать мини-оперу Ираиды Юсуповой, посвящённой архитектуре, в исполнении артистов театра “ИюльАнсамбль”. Электронная, актуальная, мелодия пришла на смену классической, и в ней тоже прослеживается своя, музыкальная, архитектура.

Жак Калло, Франция. "Ярмарка в Импрунете". 1620. Из колл. А.Н. Севастьянова. Фото: пресс-службы ГМЗ "Царицыно"
 
Великолепные дворцовые и бальные залы, храмовая архитектура и развалины руин, миниатюрные чайные домики и машинерия декорационно-театрального искусства ХХ-ХХI веков – всё рождалось в фантазиях архитектурных зодчих. Их создания, воистину гипнотические, радуют глаз и поражают своей чёткостью, скрупулёзностью, изысканностью, многослойностью и красотой. Классические сооружения, берущие начало в античной Греции, а позже Риме, нашли своё переосмысление в современном театре и кино, компьютерных играх и анимации. Мы все находимся в плену их фантазий и воображения, созидания и разрушения, праздников и фейерверков, веры и неверия, приобретений и утрат.

Выставка работает до 23 сентября 2018 года.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть