Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Модест Мусоргский: музыка русской души

180 лет назад в знатной семье родился один из самых самобытных русских композиторов

Фото: thoughtco.com
Фото: thoughtco.com

Модест Мусоргский в русской классической музыке играет примерно ту же роль, что Достоевский в литературе. Пламенный патриот, убеждённый, что русская культура должна идти своим путём, без постоянной оглядки на классические западные образцы, и в итоге создавший собственное направление, он в то же время остро чувствовал страстность и тёмные глубины своего народа. В итоге смог воплотить национальный характер в образцах величайшего искусства.

Несмотря на не самую благозвучную фамилию, род Мусоргских очень древний и знатный, восходит к самому Рюрику. Однако княжеский титул предки композитора утеряли ещё в далёком средневековье, причём виновата в этом была пагубная страсть, ставшая родовой чертой почтенного семейства. Князь Юрий Святославович, правивший в Торжке, позарился на жену своего подчинённого Семёна Вяземского, а после категоричного отказа приказал убить её вместе с законным мужем. Но дело получило широкую огласку и сановному сластолюбцу пришлось бежать в Орду, в итоге потеряв громкий титул. Тем не менее, не искушённый в изучении генеалогии Модест Петрович в автобиографии именовал свою семью боярской.


Фото: otvet.mail.ru

На момент рождения будущего композитора род Мусоргских был скорее захудалым. Появился на свет Модест в скромном имении Карево в озёрном краю, недалеко от Жижицкого озера, на котором Александр Невский громил литовские войска. О детстве композитора известно немного, но, судя по всему, было оно довольно счастливым: серьёзный отец, увлечённая искусствами мать, писавшая стихи и игравшая на фортепиано, рядом имения родственников, отношения с которыми у Мусоргских складывались довольно тепло, и добрая няня с волшебными сказками. Кругом же — нежная северная природа и живая русская речь! Но в 10 лет жизнь Модиньки — так называли его близкие — резко изменилась: мальчика отдали учиться в Петербург. Училище Петришулле, основанное в далёком 1709 году, встретило деревенского барчука строгой, по-настоящему немецкой дисциплиной, однако амбициозный и любознательный мальчик заинтересовался науками, особенно гуманитарными, и, конечно же, музыкой. С учителем ему повезло: с 10 лет он брал уроки у одного из лучших пианистов страны Антона Августовича Герке, которого всегда вспоминал с благодарностью.

Однако для отца семейства обучение детей музыке не было главной целью. Незаконнорожденный Петр Алексеевич лишился дворянства и хотел, чтобы его сыновья вернулись в привилегированное сословие. Поэтому Модест идёт в Школу гвардейских подпрапорщиков, после которой поступает в элитный Преображенский полк. Он быстро перенимает изящные манеры гвардейца и становится блестящим офицером, хотя ирония по отношению к казарменным нравам нередко проскальзывает в его письмах и высказываниях. На службе он знакомится с молодым медиком Александром Бородиным. Позже судьба сводит его с другим Александром, Даргомыжским и с Милием Балакиревым — будущим главой "могучей кучки".


Фото: prim.marrinsky.ru

Ещё на службе молодой талант пробует сочинять. О задуманной опере по роману Виктора Гюго мало что известно, зато сохранилась пьеса для фортепиано "Воспоминания из детства". 1 мая 1858 года Мусоргский выходит в отставку в чине подпоручика. Став гражданским, он начинает путешествовать по родной стране, жадно ловя впечатления: Москва, Владимир, Нижний Новгород — вот где настоящий русский дух! В столице Модест сходится с членами будущей "могучей кучки" и признаёт Милия Балакирева своим музыкальным наставником. Под его влиянием начинает более активно сочинять, но это ещё ученические опыты: в них заметно влияние Роберта Шумана и самого старшего товарища.

Про "Балакиревский кружок", впоследствии известный под именем "могучей кучки", тогда мало кто знал. Однако молодые, дерзкие и невероятно талантливые композиторы готовились произвести революцию в мире музыки, что у них в итоге получилось. Они выступали за подлинно национальное, самобытное искусство с опорой на русскую песенную традицию. Это отвечало и чаяниям самого Модеста Петровича. Более того, он всю жизнь последовательно отрицал влияние европейской музыки на своё творчество и уступки своих товарищей чуждому "академизму" воспринимал как предательство идеи. Но это было потом, а пока его сердце билось в унисон с сердцами Балакирева, Кюи, Бородина, Римского-Корсакова и идейного вдохновителя движения — критика и литератора Стасова. Кстати, дружбу Модест ценил высоко и, так и не заведя своей семьи — хотя были туманные роковые влюблённости, — постоянно старался быть рядом с близкими людьми, единомышленниками. А с 1863 по 1865 даже жил в небольшой коммуне братьев Логиновых. Это время впоследствии вспоминал как самое счастливое в жизни.

Уже в 1859 молодой композитор задумывается над крупным произведением. Первые опыты в большой форме не выдавали будущего певца русской старины: в 1859 он начинает работу над оперой по мотивам "Эдипа" Софокла, а в 1863 решил положить на музыку роман Флобера "Саламбо" и даже написал недурное, по оценкам современных ему поэтов, либретто к произведению. Однако этими проектами Мусоргский быстро "перегорел", хотя музыка осталась и впоследствии была использована для других произведений. Кстати, незаконченные оперы станут впоследствии "визитной карточкой" композитора. В 1865 году у Мусоргского умирает мать. Несмотря на то, что в последние годы он значительно отдалился от родни, трагедию композитор переживает очень тяжело. Лето Модест Петрович проводит на мызе Минкино близ Петербурга, однако тяжёлые думы и "нервическая лихорадка" одолевают его и в живописном пригороде. Более всего в памяти останется встреча с ужасным юродивым в лохмотьях, который просил подаяние возле его дачи. Впоследствии он признавался, что уловил странное звуковое мерцание народной тоски, униженности и внутренней, глубинной чистоты. 5 сентября Мусоргский напишет колыбельную в "русском" духе, которую посвятит памяти матери. Зимой здоровье композитора ухудшается, и он переезжает к семейному брату. Тем временем, несмотря на проблемы с "нервной меланхолией", Мусоргский открывает новые творческие горизонты. Продолжается "роман" с народной песней: 31 августа 1866 он положил на музыку "Гопак" на слова Тараса Шевченко в переводе Мея, а на следующий день пишет маленький шедевр — "Савишна" на стихи собственного сочинения, искусно стилизованные под частушки-страдания. После увольнения из Главного инженерного управления Модест Петрович становится вольным служителем муз. Летом 1867, вдохновившись модной книгой Матвея Хотинского "Чародейство и таинственные явления в новейшее время" и мистическими повестями Гоголя, он пишет симфоническую картину "Ночь на Лысой горе". В ней композитор наиболее наглядно воплотил свой творческий метод: музыка вопреки академическим канонам, настоящее дионисийское языческое буйство, страсть в звуках!


Фото: discogs.ru

1868 год ознаменовался ещё одной незаконченной оперой — "Женитьба" по пьесе Гоголя. В октябре композитор начинает работу над самым известным своим произведением – "Борисом Годуновым". В основу положена трагедия Пушкина, однако Мусорский не стеснялся вычёркивать "лишнее" из текста гения русской словесности. На титульном листе либретто было выведено "по трагедии Пушкина с сохранением большей части его стихов". "Борис Годунов" стал, пожалуй, главным шедевром Мусоргского. Всё, что накапливал он долгие годы – мысли, музыкальные отрывки, речь простонародья, положенная на язык музыки, древнерусские церковные напевы, звуковое воплощение суровой северной природы – органично вплетены гением в канву великой оперы, заслуженно известной во всём мире. В "Борисе Годунове", как и в написанной в 1872 году "Хованщине", посвящённой восстанию начальника стрелецкого приказа князя Хованского, Мусоргский проявил себя как знаток психологии своего народа, где вершины духа сменяются упоением глубиной падения. Воплощал это автор и в музыке, в которой древние благозвучные церковные напевы сменяли дикие полуязыческие гармонии, и в либретто, где стройные стихи соседствуют с "затейливым" и немного косноязычным "народным языком". За умение показать непростую и мятущуюся русскую душу композитора нередко сравнивают с Фёдором Достоевским.


Фото: melody.su

Последние годы жизни Мусоргского были омрачены не только обострившейся болезнью, но и разрывом с единомышленниками по "могучей кучке", которые лучше интегрировались в академическую среду и не всегда понимали его новаторские приёмы. Великие оперы Модеста Петровича оценены были в большей степени после смерти автора, а финансовое положение ухудшалось. Не было у него и своей семьи, на которую можно было бы опереться в случае невзгод. Увы, утешение он нашёл в алкоголе. И это предопределило печальный финал: великий русский композитор умер в возрасте всего 42-х лет, 28 марта 1881 года. Кстати, несмотря на официальную метрику, именно этот 28 марта он считал днём своего рождения.
  

 

 

 

 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть