"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Юрий Лоза: "Сложно меня классифицировать!"

Юрий Лоза специально для "Ревизора.ru" – о бардовской песне, рэпе…

Автор: Ревизор.ru
Юрий Лоза. Все фото в интервью - из личного архива певца.
Юрий Лоза. Все фото в интервью - из личного архива певца.

…пьесе "Культур-мультур", современном театре, авторском праве, опере, задуманном романе, ежедневных постах в блоге и о том, чем живет и дышит.

Юрий Эдуардович, Википедия характеризует вас как автора-исполнителя в жанре бард-рок. Вы с этим определением согласны?

Дело в том, что у нас не существует точных определений для жанров. Они все очень размыты. Поэтому всегда искали какое-то определение для того, что делаю я, и никогда не могли его найти. У меня очень разные песни, всего их около ста. Есть песни, которые легко можно отнести к кантри; есть песни, которые совершенно спокойно можно отнести к року; есть песни, которые можно отнести к бардовскому стилю, к примеру, часть моей концертной программы я работаю один под акустическую гитару. Что-то подходит под определение поп-музыки, ну и так далее. Меня с ложно классифицировать, потому что, к счастью или к сожалению, я делаю много всякого и разного.

Это не вызывает сомнений! Но вы бы сами как себя определили, раз уж никому это не удается?

Ну, не знаю, мне тоже это сложно. Автор-исполнитель – тот, кто исполняет собственные произведения. Это такое широкое понятие, почему-то вы его относите именно к бардовскому направлению, но ведь авторы-исполнители есть во всём мире и в различных жанрах!.. И Стинг – автор исполнитель. И "Beatles" были авторами-исполнителями. Все они делают примерно одно и то же: исполняют свои собственные произведения. Только в разных стилях.



Но лично вас в 1990 году журнал "Смена" внес в списки лучших бардов СССР под номером 4…

Понимаете, в чём дело. Все эти списки составляются людьми. И у каждого человека есть свои пристрастия. Кто-то меня терпеть не может, кто-то меня уважает и даже любит. Я не знаю, кто тот список составлял и что имел в виду – сделать мне комплимент, или наоборот. Раньше существовала также, насколько я знаю, система оценок, которая базировалась на количестве проданных пластинок. Вот если, скажем, в какой-то стране какой-то коллектив продал рекордное количество пластинок, вот он и считается лучшим и наиболее популярным. Помню времена, когда от нашей страны тоже некоторые ездили на такие мероприятия. Знаю, что там были Пугачева, Киркоров, Орбакайте, Пресняков как лучшие исполнители. В это самое время песня "Владимирский централ" с одноимённым альбомом Михаила Круга "убивала" их всех, размазывала по столу, потому что кассета с этой его песней продавалась в десять раз больше.

С какого-то времени пластинки и компакт-диски перестали быть показателями. Сейчас, по-моему, ни одна фирма их не выпускает, только если кто-то захочет сделать на заказ. Хотя и делают винил, но это для любителей, для фанатиков. Поэтому оценить сейчас популярность никаким образом невозможно. Оценить – то есть сказать, кто первый, кто второй, кто пятый – по количеству просмотров на Youtube – это смешно. Там 20 миллионов просмотров у песни, которую никто не знает, не слышал и не будет слушать, ибо действует всевозможная система накруток. И определить "статусность" по количеству просмотров на ютубе тоже нельзя. Так что всё становится размыто и непонятно. И это наблюдается уже достаточно давно, с начала девяностых.

Но я, собственно вела к тому, как вы относитесь к слову “Бард”. Такое красивое слово, а отношение к нему самое полярное. Вот у вас какое отношение?

Вы же спросили о списке!

Да, это был список лучших бардов СССР, вы в нем фигурировали, потому и спрашиваю, что для вас значит термин "бард". Вас это понятие не обижает?

Ну что такое бард? Бард у нас – это и автор-бард, и исполнитель-бард. У нас это понятие тоже достаточно размыто. Бард – это тот, кто поёт под гитару. Значит, выходит человек, поёт кавер-версию. Или выходит артист какой-то киношный, берет в руки гитару и начинает петь песни Визбора. Вот они барды считаются или не барды?

Думаю, что бард – тот, кто сочиняет песни, а потом исполняет. А если он поет чужие песни, то он исполнитель.

Да, он исполнитель. Поэтому я подхожу под определение "бард" с некоторыми своими песнями, так как часть моих песен можно отнести к бардовскому стилю. Это песни, которые написаны для одной гитары, для одного исполнителя, вот для такого камерного исполнения. Конечно, я вписываюсь частью своих песен в бардовскую культуру тоже. Мало того, вы знаете, я однажды закрывал бардовский фестиваль.



Который же? "Грушу"?

Нет, в Смоленской области проходил большой бардовский фестиваль. Это было давно, правда, лет 20 назад. Сейчас-то я уже вряд ли поеду – это не моё совсем.

Я бы даже сказала, что вряд ли сейчас возникнут бардовские фестивали в том самом ретро-смысле.

Меня несколько раз за последние годы приглашали принять участие или приехать как гость на подобные мероприятия. Но я всем приглашающим объясняю, что под одну гитару "Плот" не спеть, а без "Плота" туда приезжать нельзя. Получается странная зависимость: мне для исполнения "Плота" нужно либо включать фонограмму, что на бардовских фестивалях не принято, либо привозить туда группу – состав, который мне аккомпанирует, – что тоже на бардовском фестивале не приветствуется. То есть если ехать туда, то лишь с частью песен, которые подходят под концепцию бардовского слёта. Ну, вот есть у меня десяток песен, которые я могу один спеть под гитару. Но там не могут прозвучать мои хиты: "Плот", "Опять", "Пой, моя гитара". Это песни, которые считаются у меня самыми известными, и которые обязательно надо петь с аккомпанементом. Получается, что я теоретически могу продолжать участвовать в бардовском движении, но не хочу.

А может быть, уже просто время изменилось, и все эти песни стали хорошим ретро?..

Ретро – это другое. Сейчас уже и джаз – ретро, и рок – ретро. Ретро – это любая музыка, которая ушла в историю. Поэтому сейчас и рок-музыку, и диско-музыку, и "новую волну", и "панк" можно называть ретро.



Кстати, как вам все эти новые жанры, например, рэп?

Это совсем не моё. Я был на одной передаче, на которой с реперами общался, вёл полемику. Литераторы рэперов поэтами не считают. А к музыке это какое имеет отношение?..

Рэп имеет отношение к сочинительству и к перформансу.

Есть произведение искусства, а есть инсталляция. Вот я смотрю иногда на экспонаты в музеях современного искусства и не очень понимаю, передо мной произведение искусства или просто самовыражение? Здесь то же самое: рэп не подразумевает каких-то умений. Не обязательно рэперу знать ноты или уметь петь. Не обязательно знать музыку и вообще быть музыкантом, рэпером может стать кто угодно. Я даже в своё время тест проводил на одной из своих лекций. Говорю: "Ребята, давайте представим. Вот класс, и мы даём вам задачу: на любом инструменте сыграть музыкальный этюд. Сколько человек в классе сможет это сделать?". Выяснится, что никто в классе не способен сыграть этюд на пианино или сыграть что-нибудь на гитаре. Но в то же время в этом классе все смогут прочесть рэп.
 
Да, вы это очень зримо описали.

И каждый из них может взять и под ритм прочитать какую-то ерунду. Если это умеют все, это уже не искусство.

Раз уж мы с вами заговорили про ретро, Юрий Эдуардович, хочу спросить вас о вашей пьесе "Культур-мультур". Она, насколько я знаю, написана в "нулевые", но обращена как раз в это советское ретро. А что вас тогда подвигло написать о переходной эпохе, когда еще существовали дома культуры с Лениными, но их уже сдавали в аренду?

Мне всегда хочется что-то писать, создавать, и желательно писать то, о чем хочется. Я стараюсь не писать на злобу дня, стараюсь не делать ничего такого, что завтра окажется никому не нужным. Поэтому пьеса "Культур-мультур" совершенно спокойно может быть востребована и сейчас тоже, главное, как её подать. Просто у нас сейчас не востребована вообще современная пьеса, как таковая, в которой нет эпатажа, нет скандала и нет ничего такого, что может заставить о ней говорить. Нет каких-то внешних проявлений: никто не снимает штанов, не бегает голышом, никто не матерится, никто правду-матку не режет. То есть обычная пьеса. Режиссёрам, которые захотят как-то "прозвучать", "выстрелить", устроить себе большой пиар, она в принципе не подходит. Это просто очень хорошая пьеса.



Да, "Культур-мультур" – хорошая пьеса, действительно на вечную тему. Я знаю, она была опубликована, кроме того, что в интернете выложена. А она была инсценирована хоть раз?

Да, пару раз ее инсценировали. Последний раз она должна была быть поставлена в Одесском драматическом театре перед самым путчем 2014 года. Я уже видел афишу, поправки внёс… Но всё полетело в тартарары. А сейчас ходить её предлагать... Ну, кому я сейчас могу предложить её, кому это надо?

Не посоветую ничего, хотя и понимаю, что вопрос скорее риторический.

Да, риторический. И ещё раз говорю, что если в этой пьесе нет голых задниц и нет мата, то уже эта пьеса несовременная.

Боюсь, что вы, к сожалению правы. Ещё один вопрос по поводу ретро. В статье о вас в Википедии написано, что вы в девяностых работали администратором в провинции, в Рязанской филармонии. Интересный факт из вашей биографии. Как это с вами получилось?

Я не работал там администратором. Я был в составе ансамбля "Зодчие", который одно время был приписан к тюменской, затем к рязанской филармонии. Я там работал, как музыкант группы "Зодчие", а потом ушёл на вольные хлеба. "Википедия" ошибается, кто-то вносит изменения, я не успеваю их править.

Хорошо, значит, мы внесли ясность в эту тему. И ещё один вопрос из прошлого. У вас была история, не самая приятная, когда ваши песни были приписаны группе "Примус". Вы потом разобрались, но я хочу спросить о другом. Как изменилась по сравнению с восьмидесятыми сфера защиты авторского права в России?

Да нет никакой защиты авторского права, никто этим толком не занимается. Пока не подан иск, любое заимствование может спокойно существовать. В организации, которые занимаются охраной авторского права, не сдаются сами материалы. Только названия. Регистрирую я какое-то произведение, под названием, допустим, "Хорошее настроение". В наших реалиях всё, что спето в этой песне или поставлено в этой пьесе, может быть использовано кем угодно под другим названием. И доказать, что оригинальное произведение твоё – совершенно невозможно. Для защиты авторского права, когда ты что-то написал и боишься, что твой труд могут украсть, используется такой способ – отправить произведение самому себе заказным письмом с печатями. Если потом кого-то потребуется привлечь к суду, то вот это отправленное самому себе и проштампованное на почте произведение может послужить доказательством того, что оно написано раньше, чем его "слизали". Но это такая головная боль, что заниматься этим не все готовы.



Вы когда-то что-то подобное практиковали?

Нет. Вы знаете, у нас существует определенное количество нот, которые должны повториться идеально, чтобы можно было доказать заимствование. Это на руку тем, кто ворует. Если человек взял и спер какое-то количество нот, может быть, целый фрагмент музыкальный, но одну нотку поменял по длительности или высоте тона, то это уже не плагиат.

Так сложно доказывается заимствование музыки?

Безусловно, очень сложно.

Проблема, к сожалению. А на Западе как-то иначе?

Да то же самое, но там как-то больше развита практика судебных процессов с обеих сторон. Недавно Led Zeppelin заплатили за свою знаменитую "Лестницу в небо" неустойку – через 40 лет нашлись люди, которые сказали, что вступление создатели "содрали" у них.

Да, не знаешь, что и лучше… Тогда переходим к поэзии. На вашем сайте выложена ваша книга "Научу писать хиты". Она продаётся сейчас в интернете. Скажите, а вообще это реально - научить писать хиты?

А почему нет? Конечно, реально, это же песенный текст, не стихи, то есть совсем другой вид литературы. Песенный текст поддается систематизации, упорядочению, и какие-то приёмы, которые используются в песенном тексте, вполне могут преподаваться. Не обязательно же быть Бродским или Мандельштамом, чтобы написать песенный текст!.. Сейчас пишут все, кому не лень.

Да, и это, на мой взгляд, очень плохо, потому что культура песенного текста деградирует.

Деградировала, да. Но ведь "хитовость" зависит не от качества текста, а от количества просмотров.



Но вообще о творческом образовании говорят, что оно не нужно, поскольку чему ты научишь человека, у которого нет таланта? Вы с этим не согласны?

Но это же ремесло, а не талант!.. Написание песенных текстов – это ремесло. Написание даже гениальных или талантливых песенных текстов – все равно ремесло. Сколько моих коллег пишут на заказ такие проходные тексты, ему заказали – он написал. Я знаю, один мой товарищ написал песню на день рождения дочери знакомого, который попросил: напиши песню про нее. И автор написал про эту дочку с каким-то странным именем профессиональную песню. Или просят: напиши песню про мой остров. На, пожалуйста, тебе песню про остров!.. Это прикладное творчество. Оно не является искусством как таковым. Но написать гениальную песню сложнее... Я вам приведу пример из своей книги. "Будто весна из странствий дальних к нам возвратилась вновь, словно девчонки в платьях бальных, яблони вышли в ночь". Это Дербенёв. Это поэзия, это абсолютные стихи. Но они сделаны именно в формате песенного текста.

А вам случалось кого-нибудь научить писать хиты, или об этом нельзя говорить?

Очень много людей признавались мне втихаря, что им сильно помогла моя книга, что они здорово продвинулись, что они учились у меня, слушали, снимали. Но публично никто в этом не признается. Единственная группа – "Uma2rman" – говорят, что я им что-то дал, как старший товарищ. Что они меня слушают, цитируют и мало того, ещё и поют что-то из того, что я написал. А остальные так с глазу на глаз говорят. Они же великие, они до всего дошли сами!.. Неблагодарное дело, знаете, никто не хочет признаваться, что ты им что-то дал.

Неблагодарность – это порок…

Так всегда было. Меня спрашивают, почему ты не хочешь быть продюсером? Да потому, что тоже неблагодарное дело. Если ты начинаешь кого-то продюсировать, и у тебя получилось его продвинуть, он считает, что это он такой гениальный, что без продюсирования всё равно у него сложилось бы. Если не получилось, то он говорит: это ты виноват, даже меня, такого гениального, не смог раскрутить. Нет благоприятного результата, понимаете? Технически не может быть.

Ещё немножко о грустном. У вас в 2014 году выходило интервью, оно очень горестно называлось "Всё, что я пишу, никому не нужно". Уже 6 лет прошло, что-то изменилось?

Может, это в редакции дали такое название... Я немного не так говорил, они сгустили краски. Как это никому не нужен? Кто-то же всё равно слушает!.. Я понимаю, что когда я выкладываю в интернет новую песню, у меня сто лайков. А если я выкладываю какую-то шутку юмора, у меня тысяча лайков. Больше востребована ржака, песни мало кому нужны, но кто-то же и песни слушает.



Я из того поколения, что слушало ваши песни как звуковой символ перестройки. Мне ваши ранние песни по-прежнему нужны.

У меня и сейчас есть хорошие песни. Просто, в общем-то, сейчас народ меньше слушает музыку. И к тому же не собирается за неё платить. Раньше человек специально шел, покупал компакт-диск, кассету… А сейчас он бесплатно слушает то же самое в интернете. Я вот как-то спросил подписчиков: "Мне сейчас альбом писать, ребята, дадите хоть три копейки, на то, чтобы потом, когда он выйдет, его скачать?" Отвечают: нет, не дадим, хотим, чтобы ты дал нам её бесплатно. Я объясняю: "Братцы, поймите, аренда студии, зарплата музыкантам!.. Мне, чтобы пригласить скрипача сыграть партию, нужно заплатить, ему ведь тоже надо кормить свою семью! Я трачу свой интеллектуальный потенциал и уйму времени на то, чтобы свести музыку". Я говорю публике: "Давайте так, вот я сделал продукт, заплатите хоть что-то за прослушивание!". Они уперлись: нет, не будем платить.

То есть ту фразу стоит переформулировать: всё, что вы делаете – нужно, но только бесплатно.

Да, пиши нам новые песни, выкладывай, мы будем их слушать, и, может быть, даже покажем большой палец вверх. Если захотим. А может, и не покажем. Единственное, на что остаётся надеяться - что кто-нибудь лайкнет новую песню. Большинству лень даже клавишей ткнуть, показать, что понравилось.

Вы упомянули новый альбом. О нем можно что-то рассказать?

Он давно записан, давно готов. Но у нас сейчас не выпускают альбомы, как таковые, я с этого начал – просто нет носителей, на которых можно реализовать этот альбом. В интернете список можно составить из тысячи песен. Поэтому мои десять как альбом не воспринимаются. И уже давным-давно все перестали мыслить альбомами.

Смысла нет уже формировать компакт-диск?

Да нет компактов, компакты тоже никто не выпускает. Понятие альбома формировалось с того времени, когда появился лонгплей – так называлась большая виниловая пластинка. Она вмещала в себя определенное количество информации. Можно было загнать в неё, скажем, 50 минут музыки. Сколько песен ты можешь загрузить на эту пластинку, это и был альбом. Входило ну максимум двенадцать песен на лонгплей, по шесть на каждую сторону, а иногда даже меньше, смотря по длине песни. А потом, уже когда стали выходить компакты, они стали вмещать по 75 минут в хорошем качестве, а в МР3 вообще можно все альбомы уместить на один диск. И за счёт этого идёт уменьшение качества, зато увеличение количества. Вы на этот носитель могли загнать сколько угодно. Сейчас вы можете закачать на флешку хоть тысячу песен в среднем качестве.



В том же интервью упоминалось, что вы ведете блог, и что вас увлекает это занятие. Вы продолжаете вести блог?

Да, я каждый день выкладываю что-нибудь в сеть. Не как некоторые фанатики – десять публикаций в день, нет, одну. Записываю свои мысли, как-то  реагирую на происходящее. Поэтому у меня идёт постоянный диалог, вернее, монолог, который потихонечку, вялотекущим образом, продолжается каждый день.

Вы имеете в виду Facebook, где больше всего постов?

Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассники" – всюду дублирую, там же совершенно разная аудитория. Тех, кто сидит в Facebook, нет в Одноклассниках. У меня нет Инстаграма, потому что он не даёт возможности писать, а работает для выкладывания фото, а я не фотомодель. Меня нет в Твиттере: я попробовал, но в 140 знаков я не помещаюсь. Там надо говорить одним предложением. Я не "твиттерный" человек, у меня больше мыслей, чем может уместить эта соцсеть.

А ещё у вас был блог в Живом Журнале, но он закончился много лет назад, или, по крайней мере, не обновляется.

Не обновляется, потому что этот формат давно ушел. Сейчас у меня есть свой видео-канал. У меня там появляются публикации, на Youtube. Но тоже, чтобы делать этот канал сильно посещаемым, надо выкладывать какой-то скандальный материал и работать над количеством просмотров. Есть такие специальные технологии, мне предлагали как-то сразу устроить 50 тысяч просмотров. Ты платишь, и тебе сразу же накручивается сколько-то просмотров. Но это нужно для монетизации канала, а я пока этим заниматься не собираюсь.

А что тогда для вас значит блогерская деятельность – диалог с людьми?

Во-первых, диалог с людьми, а во-вторых, она помогает держать себя в форме. Каждый день, когда ты что-то пишешь по принципу "Ни дня без строчки", всё равно не расслабляешься, всё равно мозги твои работают. Мы живём, пока работаем. Сами понимаете, что если развалиться на диване и ничего не делать, со временем пойдёт деградация, а мне этого не хочется.

Так что же сейчас вам больше всего интересно в плане вашего собственного творчества?

Мне бы очень хотелось бы собраться и сделать какую-нибудь крупную форму, помимо того, что продолжается такая вот мелкая литературная деятельность, хочется написать какую-то крупную вещь. 

Роман?

Не знаю. У меня есть пара задумок… Лучше об этом заранее не говорить. Но вообще в принципе хотелось бы как-нибудь отважиться и реализовать что-нибудь. Сейчас, конечно, формат книги ушёл в интернет. Но для меня книга, даже когда она стоит на полке, а тем более у меня в руках, она мне душу греет. Я могу её подарить. Я за свои деньги компакты сделал, и я могу эти компакты подарить, книжку тоже, люди смогут их подержать в руках. Нельзя же сказать: "Вот, возьми, почитай в интернете, я тебе дарю". Подарить ссылку - это смешно.



Несколько вопросов хотела задать о вашем сыне Олеге. В интервью шесть лет назад вы рассказывали, что он работает оперным певцом в Швейцарии. Это по-прежнему так?

Нет, он уже давно в России.

А чем занимается сейчас Олег?

В данный момент – прячется от коронавируса на даче и преподаёт вокал, английский язык через интернет. Пишет, снимает ролики, записывает, у него студия своя на даче. Сейчас все прячутся.

Это специфика текущего момента. А более глобально?

Вы же понимаете, что давление на Россию как таковое не могло не отразиться на всех видах деятельности. Скажем, в оперном искусстве ещё за несколько лет до коронавируса царила такая атмосфера, что русских старались не брать, дабы владельцев театров или трупп не обвинили в симпатиях к нашей стране. Это началось с тех времен, когда Анна Нетребко помогла Донецкому оперному театру. Нетребко перевела деньги театру, и её обвинили в пособничестве сепаратизму. Нетребко – ведущее сопрано мира, любимица Америки, Европы и вообще всего мира!.. Она вдруг ни с того ни с того была обвинена в том, что помогает сепаратистам. Какие они сепаратисты? Зайдите на их сайт, посмотрите, у них кроме Россини, Чайковского, Вагнера ничего нет.

Вообще опера вне политики…

Если люди живут в Донецке, и им нужно кормить свои семьи, каким образом они связаны с сепаратизмом?.. Но пошла общая такая тенденция. Мне сын рассказывал, что программный директор в театре с удовольствием возьмет на роль, скажем, Отелло не крупного здорового русского парня, а какого-нибудь корейца, который меньше Дездемоны в два раза, но он зато более толерантно проходит под все критерии.

Надо же, какая ерунда творится…

Ерунда, как вы думаете, мир несовершенен.

Ко Дню Победы в 2016 году у вас с Олегом был очень проникновенный номер "На безымянной высоте". А ещё у вас есть совместные выступления или концерты?

Нет, совместно мы сейчас не можем ничего сделать, потому что мы живём в разных местах. А вот на этот День Победы я ролик сделал: нашел песню Эдуарда Колмановского и Константина Ваншенкина "Путь наш пролег", не видели? Это песня из кинофильма "Весна на Одере", в 1967 году фильм вышел. Песня была совершенно незаслуженно забыта, и до сих пор её никто не пел. Я изменил её ритм, изменил темп, размер и поставил её, как есть. Согласовал все изменения с правообладателями – детьми авторов. И сделал номер, всем очень понравилось.

Я видела этот номер, меня он глубоко тронул. Вообще, много незаслуженно забытых песен осталось там, в советском прошлом. Вы действительно большое дело сделали, вернув одну из них к жизни. Спасибо за этот поступок и за интересное интервью!


Видеоклип с официального канала Юрия Лозы
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть