"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Башметовский Ярославль 2019

XI Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета начал свою работу в Ярославле и городах Ярославской области

"Евгений Онегин". Фото: пресс-служба Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета
"Евгений Онегин". Фото: пресс-служба Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета

С 1 по 9 мая на Ярославской земле проходит ежегодный Международный музыкальный фестиваль под артистическим началом Юрия Башмета.

Фестиваль набирает обороты. В его программе значатся яркие созвездия российских, зарубежных артистов и коллективов, россыпь премьер, переплетение стилей и жанров, путешествия во времени и пространстве мировой музыкальной культуры. Особый акцент нынешнего фестиваля — музыкально-литературные композиции. В них принимают участие актеры Михаил Ефремов, Константин Хабенский, Ольга Литвинова, Евгений Миронов, Григорий Сиятвинда. В рамках Общероссийской программы "Юрий Башмет — молодым дарованиям России" с использованием Президентского гранта на фестивале работают III Международная духовая и впервые Барокко академии.

"На протяжении многих лет у нас на фестивале происходит гармоничный синтез искусств. Меня это очень привлекает. Началось это давно, на фестивале "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее в Москве. Святослав Рихтер, выдающийся пианист и художник, вместе с президентом музея Ириной Антоновой объединили живопись и музыку. Позднее, по просьбе Нины Львовны Дорлиак, певицы и жены Святослава Теофиловича, я стал арт-директором фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Синтез музыки со словом также совершенно естественное продолжение такого кроссовера, пересечения искусств," — рассказал на встрече с журналистами артистический директор и художественный руководитель фестиваля Юрий Абрамович Башмет.


Фото: Сергей Калашников

Афиши XI Ярославского музыкального фестиваля пестрят произведениями двойного литературно-музыкального соавторства. Гала-концерт открытия включал в себя две подобные композиции. Прозвучала мировая премьера кантаты для солистов и оркестра Алексея Сюмака "Двенадцать" на стихи Александра Блока, солисты Екатерина Щербаченко (сопрано), Ярослав Абаимов (тенор). Также, в этот раз Ярославль услышал впечатляющее по масштабам и замыслу оркестровое полотно Александра Чайковского "Слово о полку Игореве" по древнерусскому эпосу для чтеца, солирующего альта, симфонического и народного оркестров, уже прозвучавшее на сочинской и московской премьерах. Солировали Михаил Ефремов (чтец) и Юрий Башмет (альт). 8 мая на сцене ярославской филармонии состоится концерт-спектакль "Ван Гог. Письма к брату" с Евгегием Мироновым в роли чтеца. Автор инсценировки Марина Брусникина. На гала-концерте закрытия 9 мая ярославцам предстоит услышать музыкально-литературную композицию по маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" на музыку Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта. Чтецом выступит Григорий Сиятвинда, солистом — Юрий Башмет. Дэвид Бисмут (фортепиано, Франция), Полина Дегтярева (скрипка), Мария Кирикова (балалайка), камерный ансамбль "Солисты Москвы", филармоническая хоровая капелла "Ярославия" предстанут перед публикой в этой сценической фантазии.

Фото: Сергей Калашников

А 3 мая в театре драмы имени основателя русского театра Федора Волкова уже состоялся вечер Пушкина-Чайковского "Евгений Онегин". В авторской версии Юрия Башмета чтение поэмы нашего классика-поэта чередовались с лучшими сценами оперы нашего классика-композитора. На исторической сцене волковского театра, под сводами нарядного зала с золотым вензелем монограммы отца русского театра режиссер Илья Ильин воссоздал хрестоматийные лирические сцены энциклопедии русской жизни. Хрестоматийность была и в простой сценографии, костюмах и мизансценах, отсылающих нас к станиславско-немировическим постановкам. Действительно, наше современное искусство опирается на мощные столпы русской культуры, ставшей неотъемлемой частью мирового наследия. На том и стоим. Получилась идеальная формула события и места, квинтэссенция российского культурного гена, покоящаяся на цепочке Волков-Пушкин-Чайковский-Станиславский. И это ощущалось сильно, направляло ход мыслей и ассоциаций, не смотря на незатейливость происходящего. Видеоряд, правда, усложнялся видеопроекциями на заднике сцены, уподобляя the view зрителя со спутника Google maps. На дворе XXI век.

Фото: Сергей Калашников

Солисты Большого театра и Академии молодых певцов Мариинского театра Жаля Исмаилова (Татьяна), Илья Кутюхин (Онегин), Юрий Городецкий (Ленский), Карина Хэрунц (Ольга), Олег Цыбулько (Гремин),  Анастасия Бибичева (Старшая Ларина), Ирина Чистякова (няня) представили свои сольные и ансамблевые сцены, узловые моменты драматического действия под управлением дирижера Юрия Башмета, в сопровождении симфонического оркестра "Новая Россия". Чтецы Константин Хабенский и Ольга Литвинова читали от автора. Хабенский виртуозно "поигрывал" пушкинской строфой, жестами дешифруя смыслы. А в финальном дуэте Онегина и Татьяны, гениальнейшем эпизоде оперы, режиссер позволил героям страстный поцелуй.

"Евгений Онегин". Фото: пресс-служба Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета

"Наш "Евгений Онегин" Пушкина-Чайковского с одной стороны — это популяризация оперы. Конечно, любители и знатоки оперы могут критиковать саму идею. Но поскольку я — не мой папа, который знал "Евгения Онегина" наизусть от первой до последней ноты. И папа, и мама были влюблены в это произведение. Я же до сих пор не знаю его так, как мой папа-немузыкант. И до недавнего времени я точно не понимал, что там происходит," — признался Юрий Абрамович журналистам. "С другой стороны — у нас читает профессиональный замечательный актер без купюр гениальный текст Пушкина. И ничто ему не мешает в это время. Даже самые выдающиеся вокалисты не всегда доносят текст из-за вокальной артикуляции. Слушатель не разбирает слова, поэтому существовали речитативы. Гений речитативов — наш Петр Ильич Чайковский. С точки зрения музыки его речитативы ничуть не уступают ариям."
Накопление исполнительской и артистической энергии, общее эмоциональное крещендо новых впечатлений намагничивают ярославскую публику, которая заполняет битком площадки фестиваля и внимает с величайшим вниманием, не в упрек столичному зрителю.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть