"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Пронзительный гимн жизни

IX Международный фестиваль Ростроповича открылся 27 марта в день рождения маэстро концертом-посвящением Прокофьеву

Фото: fxstock.su
Фото: fxstock.su

27 марта в день 91-ой годовщины со дня рождения величайшего музыканта, виолончелиста Мстислава Ростроповича в Большом зале Московской консерватории открылся IX ежегодный международный фестиваль его имени. Художественный руководитель фестиваля, президент Фонда культурных и гуманитарных программ Мстислава Ростроповича, глава Центра оперного пения Галины Вишневской - дочь маэстро Ольга Ростропович. Честь открытия недели Мстислава Ростроповича выпала Симфоническому оркестру Берлинского радио, дирижёру Томасу Сондергаарду (Дания) и солисту-виолончелисту Пабло Феррандесу (Испания). Прозвучала моно-программа из произведений Сергея Прокофьева.

Министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры Москвы Александр Владимирович Кибовский со сцены Большого зала обратился к собравшимся: "Открытие фестиваля проходит в тяжелый день траура по трагическим событиям в Кемерово. Мстислав Леопольдович -Человек с большой буквы не только, как великий мастер музыкального искусства, но и Человек огромной души. Чужое горе он воспринимал как свое личное и всегда откликался на него. Это его завет нам сегодня, которому мы должны быть верны... пусть сегодняшний концерт прозвучит гимном жизни особенно пронзительным в такие минуты." Ольга Ростропович, не в силах сдержать слезы, срывающимся голосом объявила об открытии фестиваля.

Многогранность личности Мстислава Ростроповича формировалась под воздействием трех его кумиров - Прокофьева, Шостаковича, Бриттена, с которыми артиста связывала и личная дружба. Первый концерт фестиваля посвящен любимому учителю, композитору и просто человеку, которого великий ученик очень любил - Сергею Сергеевичу Прокофьеву (1891—1953). В этом году 5 марта исполнилось 65 лет со дня его смерти.

Фото: travelcalendar.ru

Симфоническая сюита "Любовь к трем апельсинам" (1924) открыла вечер блестящим исполнением Симфонического оркестра Берлинского радио под управлением Томаса Сондергаарда. Один из ведущих европейских коллективов с почти столетней историей, ведомый Сондергаардом, феноменально достиг "уровня папы", по любимому выражению дочери, и масштаба гения Прокофьева.

Мощный, объемный, полетный, бесконечно разнообразный по тембральному спектру голос оркестрового "организма" ревел и шептал, пел и маршировал, закручивал вихри торнадо и протяжно выпрямлял прокофьевскую кантилену. Возможно, знаменитый марш и прозвучал "по-тевтонски", выдавая национальную принадлежность традиций оркестра, но это было безупречно убедительно. Дирижер Томас Сондергаард великолепно выстроил темпы и формообразующие элементы сюиты. Особенно выразительны в своем благородном "мясе" были низкие голоса - туба, контрабасы, литавры, большой барабан, поддерживающие звуковые колоннады фактуры.

Художественный руководитель Ольга Ростропович солистом-виолончелистом открытия фестиваля выбрала в этом году 26-летнего Пабло Феррандеса, "папиного виолончельного внука". Лауреат последнего конкурса Чайковского, ученик Наталии Николаевны Шаховской, ученицы Ростроповича, исполнил партию виолончели в Симфонии-концерте ми минор.

Фото: Александр Куров

Огромная честь и величайшая ответственность для молодого музыканта играть сочинение Прокофьева, написанное при непосредственном участии Ростроповича и посвященное ему. Под огромным портретом маэстро Славы Пабло играл уверенно, самозабвенно и очень углубленно на уникальном инструменте Антонио Страдивари "Лорд Эйлсфорд" 1696 года.

Третьим произведением Прокофьева в этот вечер прозвучала до-диез минорная 7-я последняя симфония композитора. Одна из вершин симфонической музыки XX века - прозрачная и ясная, выразительная и эмоционально заразительная в проявлениях гимнического утверждения жизни. В руках мастера Томаса Сондергаарда звучание оркестра приобрело еще и ощущение студийного эффекта. В условиях звукозаписывающего пространства группы инструментов и отдельные инструменты отделяются специальными щитами, чтобы они "не лезли" друг на друга. Блистательный "звукорежиссер" дирижер Томас Сондергаард вместе с музыкантами Симфонического оркестра Берлинского радио вживую выстроили идеальное "многоканальное" звучание в Большом зале. Оркестр подавал звук одновременно единым целым и индивидуальными группами. А настроение окрыленного счастья не покидало слушателей.

"Концепция фестиваля всегда одна – безукоризненное качество," - Ольга Ростропович.

IX Международный фестиваль Мстислава Ростроповича преподнесет Москве еще четыре концерта с грандиозным концертом-закрытием 3 апреля в Государственном Кремлевском Дворце.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть