Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 октября 2017 23:11

Цирюльник из Краснодара всё уладил в Москве!

На сцене "Новой Оперы" им. Колобова Музыкальный театр Творческого объединения "Премьера" им. Гатова представил "Севильского цирюльника".

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Премьера новой постановки известнейшей и популярнейшей оперы маэстро из Пезаро состоялась в Краснодаре в начале прошлого сезона – 17 и 18 сентября 2016 года. В памяти автора этих строк, оказавшегося в зрительном зале театра во второй из названных дней, элегантно-креативный и жизнерадостно-веселый спектакль запомнился воздушно-легким, светлым, удивительно искренним и открытым. Но и постижение стиля музыки Россини предстало в новой работе на редкость адекватным и убедительным. Год назад – и это тоже вполне в духе Россини! – маэстро Владислав Карклин, вставший за дирижерский пульт и в Москве, решился на нестандартную для практики театра рокировку, выпустив в первый день молодежный состав, дабы дать ему шанс проявить себя непосредственно в деле.

Закаленные в боях" старожилы труппы выступили во второй премьерный день. Их же мы услышали и 3 октября в "Новой Опере" в рамках II фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку". Новая встреча со старыми добрыми знакомыми, запомнившимися по премьере в Краснодаре, интереса к созданным ими вокально-актерским образам ни на гран не снизила. Напротив, спектакль годовой выдержки, словно хорошее итальянское вино с музыкального виноградника Россини, в вокально-актерском и оркестрово-симфоническом  букете приобрел лоск и аромат пленительной терпкости. К этой хрестоматийной партитуре в Краснодаре обратились в год 200-летия ее создания, и творческий результат основательно продуманного шага целого коллектива предстает впечатляюще весомым!

Тройка постановщиков спектакля – петербургская. "Под крылом" маэстро Владислава Карклина (главного приглашенного дирижера краснодарского Музыкального театра) – молодые творческие силы: режиссер Николай Панин и художник Елена Олейник. Костюмы и сценография тонко стилизованы под XVIII век, а опера звучит на итальянском, и этот проект – веский довод в пользу того, что постановка в России иноязычных опер на языке публики – вовсе не безусловный императив. В Краснодаре, что вполне обычно, спектакль сопровождается супратитрами на русском, но на сей раз в Москве – в силу, похоже, досадного форс-мажора – их не было. Тем не менее, и это не беда! На всё происходящее на сцене публика реагировала очень живо, ведь всё было абсолютно понятно и без перевода, а это значит, что баланс постановочной и музыкальной компонент, визуальной и вокально-драматургической эстетики был просчитан вдумчиво адекватно и действенно.

Фото: Елена Лапина
 
Часто "Цирюльника" ставят, как сплошную карусель гэгов, когда вместе с водой, то есть игрой, незаметно выплескивается и ребенок, то есть музыка. Для режиссера этого спектакля высший закон, формирующий его собственное творческое кредо, – сама партитура. И важно, что сложился не только тандем "режиссер – художник", но и не менее органичный тандем "режиссер – дирижер". В итоге подчеркнуто классическая постановка вовсе не архаична, а оригинально нова. К тому же, при всей живости мизансцен она "созерцательно спокойна", и на восприятие музыки это влияет однозначно благотворно.

В опере – два акта, четыре картины: из них лишь первая – перед домом Бартоло в Севилье, а три – внутри него, но грань между экстерьером и интерьером размыта. Мы сразу же попадаем в мир "волшебно-реалистичной" абстракции, замкнутой на Бартоло, докторе "всяческих" наук. "Всяческинаучные" приборы, механизмы, ружья и пушки в его кабинете причудливо вбирают в себя весь спектр "исканий" старого ханжи и брюзги. В них весьма преуспела и его подопечная Розина. В саму же нехитрую интригу главного "квинтета" (Розина, Бартоло, Альмавива, Фигаро и Базилио) вплетены и комичные врезки со слугами.
 
Забавный мим Амброджо (Сергей Тесля), пытаясь защитить дом от незваных гостей, постоянно подпадает под "физическое воздействие" непреодолимых внешних сил. Кроме речитативов, у пикантной вдовушки Берты, имеющей виды на холостяка Бартоло, – весьма непростая эффектная ария, и всю эту партию прекрасно проводит Анастасия Подкопаева. Цикличное повторение рецидивов со слугами идет с нарастающим итогом: всё изящно и не утомляет. Переход количественных изменений в качественные в полной мере проявляется в хоровых финалах обоих актов, выстроенных замечательно и с музыкальной точки зрения (хормейстер – Игорь Шведов). Мизансцены персонажей-архетипов и служебных типажей, основанные на концепции здравого смысла, ясности и простоты, говорят за себя даже без слов. Они далеки как от карикатур-штампов, так и от изрядно набившего оскомину радикализма: эффект упоительной ярко-театральной зрелищности на этом и зиждется.

Фото: Елена Лапина

Сегодня остросоциальная подоплека сюжета Бомарше, пожалуй, всё же утратила для нас былую актуальность XVIII века, и либретто Стербини мы воспринимаем, как забавную жизненную мелодраму: комедия нравов невольно превратилась в комедию положений. И бежать от этой метаморфозы вовсе не надо! Главное – четко расставить психологические приоритеты и в героев этой комедии положений вдохнуть подлинную театральную жизнь. Но как раз в этом аспекте у постановки проблем вообще никаких нет! Год назад цирюльник из Краснодара по имени Фигаро, направляемый по течению спектакля всей постановочной командой, прекрасно разрешил сюжетную коллизию на родной сцене: влюбленные сердца Розины и Альмавивы соединились, а ханжество Бартоло и Базилио было весьма эффектно посрамлено. На сей раз этот же цирюльник не менее прекрасно всё уладил в Москве!

Год назад высокий режиссерский и музыкальный тонус спектакля поддержал, без сомнения, достойный, хотя и отчасти неровный в стилистическом плане ансамбль певцов-солистов: Розина – Наталья Бызеева, Альмавива – Владислав Емелин, Фигаро – Владимир Кузнецов, Бартоло – Алексей Григорьев, Базилио – Владимир Гадалин. И на этот раз в Москве свои известные, популярные в народе хиты-арии, равно как и ансамбли, каждый из них представил весьма значимо, музыкально выпукло, с подлинным сценическим куражом. Но также ощущалась и заметная прибавка мастерства в речитативах secco: при всей их кажущейся простоте, они далеко не просты, и на премьере у ряда певцов еще "проседали".

Фото: Елена Лапина
 
Говорить о режиссерско-постановочных "спецэффектах" спектакля, о его удивительно тонкой психологической настройке, о качественной работе художника по свету Ивана Лапина, о внедрении в визуальную ткань постановки интересного видеоконтента Татьяны Барановой, безусловно, можно и нужно, но описывать все оригинальные придумки режиссера и художников – задача для рецензента явно неблагодарная, будь то хоть премьера, хоть нынешний спектакль в Москве. Всё это надо непременно увидеть! Увидеть хотя бы один раз! Год назад ваш покорный слуга далеко неслучайно поймал себя на мысли, что краснодарский "Цирюльник"  – один из тех спектаклей, на которых хочется побывать снова. И как же здорово, что, благодаря фестивалю "Видеть музыку", это, словно по волшебству, стало возможным!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
Камера смотрит на оперу - опера смотрит в камеру
С юмором и вкусом

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть