На выставке представлена эволюция творческого почерка автора от экспрессивных работ ранних лет до сугубо схематичного письма позднего периода, так называемой "модульной живописи" – языка символов, разработанного мастером. "Модули" отображают ощущения от предмета (понятия) на плоскости и их взаимодействие в пространстве, выстраивают повествование при помощи четких и ярких символов.
В залах музея можно увидеть такие работы, как "Собрание" (1944 г.), "Прыжок" (1963 г.), "Сидящая девушка" (1963 г.), "Поцелуй" (1979 г.), "Прогулка" (1980 г.), "Танцующая женщина" (1988 г.).
В коллекции Новосибирского государственного краеведческого музея более 70 живописных и графических работ Элия Белютина разных периодов его творчества. После смерти мастера в 2012 году активно заниматься популяризацией произведений художника начала его супруга – Нина Молева, писатель, историк, искусствовед. Благодаря ее деятельности живопись и графика Белютина и по сей день известны по всей России и далеко за ее пределами.
Фото: пресс-службы НГКМ
Для сохранности творческого наследия было принято решение разделить обширную коллекцию его работ и передать в разные музеи: как в крупнейшие художественные, так и в региональные. Так, в 2012 году в Краеведческий музей были переданы в дар первые работы ("Поцелуй", 1979 г. и "Танцующая женщина", 1988 г.) супругой всемирно известного художника. Нина Михайловна неоднократно лично встречалась с сотрудниками НГКМ, и коллекция музея продолжала пополняться.
Работы Элия Белютина хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (г. Москва), Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург), Центра Жоржа Помпиду (Париж, Франция), российских региональных музеев от Калининграда до Якутска, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Элий Белютин – живописец, график, коллекционер, искусствовед, педагог. Один из лидеров русского "неофициального искусства" середины ХХ века, создатель теории "всеобщей контактности" и руководитель школы живописи, из которой вышли многие художники-нонконформисты 60-70-х гг. Он организовал творческую студию при объединенном профсоюзе художников-графиков, являвшуюся первой в стране студией абстрактного искусства, а впоследствии ставшую основой художественного направления "Новая реальность". В 1962 году Белютин и его ученики приняли участие в скандально известной выставке в Манеже, посвященной тридцатилетию Московского отделения Союза художников СССР.