"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Опытный дом переходного типа": в Москве реконструируют Дом Наркомфина

Компания Remmers внесла огромный вклад в реставрацию одного из ключевых и сложнейших памятников жилой архитектуры конструктивизма.

Дом Наркомфина. Общий вид. Фото: realty.rbc.ru
Дом Наркомфина. Общий вид. Фото: realty.rbc.ru

Известный всей Москве Дом Наркомфина на Новинском бульваре строился в 1928—1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова для работников Народного комиссариата финансов СССР. Он стал одним из экспериментальных домов, построенных по результатам теоретических исследований Секции типизации Стройкома РСФСР, работавшей в 1928-1929 годы под руководством Гинзбурга.

Перед архитекторами стояла сложная во всех смыслах задача. Здание предназначалось для проживания людей непростых и влиятельных. При этом оно должно было символизировать собой переход советского народа к новым, социалистическим формам жизни. Проще говоря - переход от старого, квартирного принципа расселения к совместному быту. И внешне дом был обязан отвечать эстетике нового строя.

Работе секции Гинзбурга предшествовал конкурс на эскизный проект жилого дома трудящихся, проведенный журналом "Современная архитектура". В 1927 году состоялась выставка проектов конкурса, специально для которого Гинзбург разработал проект "Коммунального дома А-1". В том же году Моисей Гинзбург и Вячеслав Владимиров участвовали в возведении дома Госстраха на Малой Бронной. Так что к моменту начала строительства Дома Наркомфина архитектор был "подкован" теоретически и практически.

Моисей Гинзбург на строительстве Дома Наркомфина. Фото: humus.livejournal.com 

В основе замысла Гинзбурга лежало типичное устройство дореволюционного "доходного дома". но он поставил себе цель максимально эффективно использовать жилое пространство, сохраняя комфортность отдельных квартир. Поэтому он разработал несколько типов квартир-ячеек и назвал их буквами от A до F. Квартиры-ячейки окружили множеством функциональных общих пространств: столовой, кухней, библиотекой, гаражом, детсадом и прачечной, дабы способствовать быстрейшему безболезненному переходу к более высоким формам хозяйства, как писал Гинзбург в одной из докладных записок. Именно для этого был нужен развитый коммунальный блок с функциями общепита, стирки, уборки и присмотра за детьми, а кухоньки в квартирах были мизерными. Но, забегая вперед, тяга людей к индивидуальному быту и частной жизни победила. Некоторые объекты совместного пользования даже не заработали, или у них изменилось назначение. Так, кухня поначалу работала и продавала еду на вынос, но в конце 1930-х годов стала нерентабельна и закрылась. Общую столовую вообще не устроили, и помещение в дальнейшем отошло под детский сад, ибо отдельный корпус детсада, задуманный Гинзбургом, даже не был создан. А прачечную перестали использовать для нужд жильцов и передали ЖЭКу как помещение, а не как объект бытовых услуг.

Всего по СССР построили шесть экспериментальных коммунальных домов переходного типа по проекту Моисея Гинзбурга - в Москве, Свердловске и Саратове. Однако столичный дом единодушно считается самым интересным проектом.

Вид на Дом Наркомфина сверху. Фото: syg.ma

Под его строительство в апреле 1929 года отвели территорию двух усадеб, выходивших на Новинский бульвар. Зеленое пространство за домами XIX века на Садовом кольце называлось в обиходе Шаляпинский парк, так как в одном из особняков в 1910-1922 годы жил Федор Шаляпин. Планы застройки предусматривали снос всех домов и дворов, включая шаляпинский, но в итоге ни одно здание при строительстве Дома Наркомфина не пострадало. Местные водоемы (Пресненский пруд и реку Синичку) заключили в трубы. В 1930 году "переходный дом" был завершен и сдан в эксплуатацию. Тогдашний министр финансов Николай Милютин – и тот получил в нем жилье. Он лично спланировал квартиру для своей семьи, с разрешения архитекторов.

Детище Гинзбурга и его команды тоже являло собой архитектурную ценность. Дом бросался в глаза, особенно на фоне одно-двухэтажных окрестных построек. Люди прозвали Дом наркомфина домом-кораблем. Авторам проекта Гинзбургу и Милинису удалось скомпоновать жилые ячейки в единый корпус настолько необычно, что они заинтересовали великого Ле Корбюзье, посетившего Дом Наркомфина.

Вид на западный фасад Дома Наркомфина в процессе строительства, 1929 год. Фото: humus.livejournal.com 

С середины 1930-х годов Дом Наркомфина состоял на балансе этого учреждения. С 1946 года до  конца 1950-х годов — на балансе Совета Министров РСФСР. В конце 1950-х годов чудо-дом "понизили": сняли с баланса Совета Министров РСФСР и передали в ЖЭК. Считается, что именно тогда его перестали ремонтировать. Но, возможно, проблема дома крылась в другом.  1930 года, год сдачи дома Наркомфина, был годом перелома в судьбе архитектуры в СССР. Вместо профессиональных объединений создали единый Союз архитекторов СССР, призванный определять облик новой советской архитектуры. Конструктивизм заклеймили "формализмом", а это было политическое обвинение в те времена: якобы, он строится на иностранных заимствованиях, чуждых советскому человеку. В архитектуре был взят курс на освоение классического наследия. В итоге в ближайшее десятилетие Дом Наркомфина "забыли" и вспомнили о нем лишь спустя десятилетия.

В процессе всех этих изменений в статусе, как и в процессе семейного быта, менялись назначения различных помещений дома-корабля и их внешний облик. Так, идущую вдоль нижнего коридора галерею, предназначенную для встреч и общения, превратили в частные кладовки. Двухсветные залы для совместного проведения жильцами досуга приспособили вначале под типографию, затем под конструкторское бюро. Прачечную и детский сад в войну закрыли. Квартиры-ячейки же сделали коммунальными, при этом теснота кухонь приводила к постоянным неудобствам и ссорам жильцов. И так далее, переделок не счесть.

Зимний вид Дома Наркомфина, около 1933 года. Фото: humus.livejournal.com

Изменился дом и внешне: его фасады обветшали. Когда-то проектировщики вдоль ленточных окон по всей длине восточного фасада установили бетонные короба с землей для цветов. Щелевые для вытекания воды из них были отнесены от стен. Когда отверстия заделали, вода от полива текла по фасаду. Восточная стена дома больше всех "облезла". Вдобавок когда дом передали в обычное коммунальное хозяйство, его покрасили в некрасивый желтый цвет, замазав авторский нарядный белый. С такой окраской дом, увы, уже не напоминал пароход.

За все годы существования дома в нем не сделали ни одного капитального ремонта. После Великой Отечественной войны годов в архивах не оказалось чертежей ни здания, ни его коммуникаций - водопровода, канализации и вентиляции. Моисей Гинзбург умер в 1946 году. Он никогда не публиковал чертежи построенного дома.  Планы чудом обнаружились в цюрихском архиве Ле Корбюзье!

Дом Наркомфина до реставрации. Фото: moscowchanges.ru

В конце 1970-х власти Москвы собирались сделать капремонт в бывшем Доме Наркомфина и выселили тридцать квартир - но почему-то до ремонта дело не дошло. Расселение возобновилось в конце 1980-х годов. Но вплоть до нового времени в доме жило более десятка семей, а в 2010-х годах пустые квартиры стали сдавать в аренду. Без ремонта дом очень сильно обветшал. В 2006 году дом Наркомфина был включён в Список памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения. Есть данные, что его трижды вносили в этот список. Ведь культурная и историческая ценность Дома Наркомфина несомненна! Он является одним из памятников архитектуры модернизма в области жилого строительства, носит следы творческого поиска пытливого ума талантливых архитекторов, идущих следом за Баухаусом и Ле Корбюзье. Жилое здание Дома признано объектом культурного наследия регионального значения.

Все изменилось в 2017 году, когда стартовала реставрация Дома Наркомфина. Ими руководит архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга. Над этим зданием трудилась целая трудовая династия – Алексей Гинзбург вместе с отцом в течение 30 лет разрабатывали проект возможной реконструкции. В одном из интервью младший Гинзбург назвал объект сложнейшим. Но, как говорят в народе, глаза боятся – руки делают. Проект Алексея Гинзбурга по восстановлению Дома Наркомфина согласован и утвержден Департаментом культурного наследия Москвы. В согласовании проекта участвовали сотрудники компании Remmers, которая всегда подключается к реставрации архитектурных памятников на стадии проектной работы. Специалисты Remmers  дали проектировщикам рекомендации по поводу технологий, которые могут быть применены при реставрации объекта, и помогли составить регламенты работ.

Начинается реставрация Дома Наркомфина. Фото: m24.ru

Руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов в 2017 году рассказывал журналистам о том, что предстоит сделать, чтобы легендарное здание обрело свой исторический облик 1928-1932 годов, в белом цвете.

Уже в апреле 2017 года реставраторы вернули первому этажу жилого корпуса первоначальный вид, демонтировав перегородки, закрывавшие бетонные колонны, на которых стоит дом. Затем начались противоаварийные работы: укрепление несущих конструкций, а также реставрация отдельно стоящей прачечной. Прачечную, тоже аварийную, освободили от пристроек, которыми она "обросла" в 1940-1990-х годах, старую крышу сняли. Специалисты укрепили несущие конструкции, фундамент и грунт под ним инъекциями цементного раствора. В прачечной  воссоздали лестницу с деревянными перилами, деревянные раздвижные окна, двери, металлические ручки и задвижки, деревянный пол на первом этаже по образцам, сохранившимся в жилом корпусе.

Жилое здание вновь приводят к авторскому замыслу. С этой целью восстанавливают лестницу с деревянными перилами из подвала на первый этаж по историческим чертежам. С первого на второй этаж строят новую, более пологую лестницу. В ходе реставрации восстанавливают планировки квартир, коридоров, вестибюля и бывших общественных помещений. Разумеется, реконструкции подлежат системы вентиляции, отопления и водоснабжения.

Дом Наркомфина постепенно принимает первоначальный вид. Фото: mos.ru

Фасады здания очистили от старой штукатурки, удалили разрушившиеся блоки, из которых сложены стены. Дом "переходного типа" построен из особых блоков, которые отливали из бетона прямо на стройплощадке. Блоки были двух типов. Одни, для внутренних стен, назывались "блоки Прохорова". В них предусматривались пустоты, где прокладывались коммуникации. Вторые, "блоки типа крестьянин", использовались для кладки наружных стен и засыпались утеплителем. Реставраторы восполняли разрушенные участки блоками, аналогичными по размеру, типу и форме. Их отштукатурили и покрасили в белый цвет, а сверху покрыли специальным составом для защиты от негативного воздействия окружающей среды.

Второй этап участия компании Remmers  в реставрационных работах на Доме Наркомфина начался вместе с этими работами по восстановлению первичного облика здания. Компания Remmers поставила специалистам уникальные материалы из своей линейки реставрационных средств: средства для очистки поверхностей, шовные и реставрационные растворы, материалы для обессоливания и консервации природного камня, краски собственной разработки Remmers, не раздражающие исторические поверхности. Также специалисты Remmers контролировали правильность применения на объекте всех своих строительных, отделочных и санационных материалов. Материалы Remmers специально созданы для очищения природных и техногенных загрязнений с поверхностей восстанавливаемого объекта; для укрепления разрушающихся стройматериалов. Компания Remmers предлагает также специальные средства для заполнения пустот в местах утрат.

Таким скоро будет памятник жилой архитектуры конструктивизма. Фото: mos.ru

По планам Мосгорнаследия, реставрация Дома Наркомфина должна завершиться в этом году. Специалистам осталось провести отделочные работы Дома Наркомфина и благоустроить территорию вокруг комплекса. После реставрации в жилом корпусе снова появятся квартиры, а в коммунальном корпусе и прачечной разместятся кафе и другие общественные площадки. В этом огромная  заслуга компании Remmers. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Лицей № 13, бывшая женская Екатерининская гимназия, в Ростове-на-Дону примет новых учеников в учебном году
Древний Псковский кремль омолаживается
Дача Гаусвальда, кинематографический герой, снова в форме

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть