© официальный сайт форума "Таврида"
"Это попытка структурировать современную отечественную культуру и сделать наложение на волновые процессы исторических сосредоточений. Она лично моя и не претендует на абсолютную истину", - заявил спикер.
Он разделил искусство на 4 страта:
- Современное классическое искусство
- Сиюминутное искусство
- Фундаментализм
- Этноарт
Эксперт отметил, что одна из основных тенденций в современной культуре, помимо переформатирования – это присвоение себе всех возможных форм, эклектизм. Другая тенденция – обществу становится всё сложнее определить для себя ценность произведения, что ценнее: "Чёрный квадрат" Малевича или "Грачи прилетели" Саврасова?
Спикер поднял такие вопросы как: Что же такое искусство? Каковы его границы?
"Ответов очень много, от античных времён до постмодернизма. Мне больше всего нравится точка зрения Канта: "Искусство – незаинтересованное любование, некая неприкаянность, которая не сопоставима ни с экономикой, ни с войной, ни с миром, но без которого невозможно жить".
Искусство в целом возникает как необходимость выражать то, что невозможно выразить с помощью религиозных средств, как способ показать свои чувства, эмоции, чаяния.
"Для чего нужно искусство? Это форма фиксации не души, но "душевности", внутренних порывов", - определил Сергей Гавриляченко.
Русское искусство обретает свою национальную самодостаточность со второй половины 19 века. Его специфика в том, что оно неразрывно связано с верой даже в нерелигиозных сюжетах. Оно также остросоциально, то есть не является в чистом виде украшением и элементом оформления, в отличие от западных образцов. Спикер подчеркнул, что в признак смерти культуры – переход на "легкие" темы, когда оно становится "приятной забавой" и из него уходят сложные и трагические сюжеты.
"Историю надо закладывать надолго. Как вы хотите жить? Вы предпочитаете старых классиков или что-то интересное из модерна? Нужно сохранить эталонный образец – классическое мироведение, классическую культуру. Главное, чтобы свеча не угасла!"
Вместе с участниками преподаватель рассмотрел каждый из стратов, обсудил контекст возникновения и их специфику. Финальная часть лекции была посвящена вопросам и ответам.