© официальный сайт форума "Таврида"
Основным предметом лекции стало примитивное искусство. Примитивы – это нечто наивное и просто сделанное, иногда намеренно упрощённое. "Наивное искусство" - искусство автодедактов (непрофессионалов, самоучек). "Арт брют" - "грубое искусство" - искусство маргиналов/аутсайдеров/душевнобольных.
Есть примеры и "наивной" архитектуры. Образец – идеальный дворец Фердинанда Шеваля под Лионом, 1879-1912.
Представители "наивной" живописи – Анри Руссо, Нико Пиросмани, Дитрих, Елена Волкова, Ирина Затуловская. Жанры – пейзаж, портрет, натюрморт.
"Наивную живопись отличает от классической плоскость, гипертрофированное внимание к деталям, отсутствие иерархии в композиции, детское отсутствие боязни перед черным цветом, добродушное восприятие мира", - рассказала Алёна Григораш.
В "арт брют" есть эстетика безобразного, монструозность, отсыл к наскальному рисунку. Представители направления "арт брют" - Жан Дюбюффе, Адольф Вёльфли, Карел Аппель, Жан Мишель Баския, Василий Ситников, Леонид Пурыгин, Владимир Яковлев, Клара Ленина-Никитина, Александр Лобанов, Аркадий Петров. Среди художников "арт брют" много душевнобольных, "художник как жертва своего таланта". У большинства очень трагичная судьба.
Алёна Григораш также коснулась таких направлений как "архаика" и "шаманизм". Они нашли свое отражение в серии перформансов – Стеларк, Франко Б., Бойс Койот, Мило Мойре. В них присутствуют мотивы боли, обнажения, представления себя как животного.
В ходе общения спикер и участники обсудили, почему так популярен образ жертвы, а также где проходят границы между современным искусством, перформансом и обыденной жизнью.