Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы
20 февраля 2019
Экзотический этнический музыкальный узор на Сочинском фестивале искусств
20 февраля 2019
"От Рубенса до Макарта" — в венской Альбертине открылась выставка художественного собрания дома Лихтенштейнов
20 февраля 2019
Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
19 февраля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

15 сентября 2016 15:19

22 сентября Московский Губернский театр откроет свой четвертый театральный сезон спектаклем "Веселый солдат"

Фото: Анны Коонен
Фото: Анны Коонен

"Мне было важно рассказать о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека. Ведь, говоря о войне, как ни странно, мы говорим о мире".

Военная проза Астафьева не частый гость на театральных подмостках. Сценическая история есть, пожалуй, только у романа "Прокляты и убиты", инсценировка которого была осуществлена Виктором Рыжаковым несколько лет назад в МХТ им. Чехова. Повесть "Веселый солдат" в Москве на театральной сцене появилась впервые. Инсценировку специально для театра написали драматург Анатолий Королев и молодой режиссер Ричард Бондарев, бережно адаптировав для театра жесткую, жестокую в своей правдивости астафьевскую прозу.

Астафьев пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании рядового. Для него, как и для многих его современников, прошедших Великую Отечественную, эта война стала главным жизненным экзаменом, главной душевной болью и главной темой в его творчестве.

В его произведениях оживает "другая война" - не та официозная, "отлакированная", известная всем по хрестоматийным статьям и докладам. Это война, увиденная глазами русского деревенского человека. Война во всем своем уродстве и жестокости, где люди гибнут не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу.

Неоднозначность отношения Астафьева к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Так, в одной из статей он резко отзывается о победе: "…мы просто завалили их (немцев. — прим.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови…" И в своих произведениях, и в письмах Астафьев размышляет о страшных итогах войны и той роковой роли, которую сыграли для судьбы русского народа военная машина, высшие чины государства и армии.

В спектакле Губернского театра главным героем становится сам писатель. Из настоящего он вглядывается в прошлое, вглядывается в себя – молодого, веселого солдата. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. Ведь на войне не только воевали, но и жили: влюблялись, дружили, ненавидели. Но именно из этих будней, из боли, отчаяния и бесчисленных потерь, - рождалась наша победа.

Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России Борис Галкин – он играет пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. За свою творческую биографию Галкину довелось поработать в разных театрах: Театре на Таганке, Театре Сатиры, Театре им. Пушкина, им. Маяковского и многих других. Но последнее время его творчество было связано в основном с кино и телевидением. И так сложилось, что в роли Астафьева Борис Галкин вернулся на сцену драматического театра после огромного перерыва - спустя 35 лет. "Эта роль стала для меня настоящим подарком судьбы, - отметил актер. – Я как будто вернулся в свою молодость, как в студенчестве, когда мы репетировали день и ночь просто из желания играть, творить. Именно так репетируют в Губернском театре, и в этом смысле я не встречал более работоспособного и радостного в работе коллектива".



Тема войны занимает особое место в творчестве Галкина, а работа над этой ролью для него особенно значима: актер был лично знаком с Виктором Астафьевым. "Работать с прозой Астафьева, писателя, которого еще при жизни называли классиком, и тем более выступать от его имени — очень непросто и очень ответственно. Я лично был знаком Виктором Петровичем, имел счастье встречаться с ним, слушать его. В его рассказах никогда не было ни слова, ни жеста, ни взгляда лишнего, никакого "второго плана" — все очень органично, искренне. Он как человек и как писатель был сама правда", - рассказывает Галкин.

Художественный руководитель театра и постановки Сергей Безруков, говоря о спектакле, подчеркнул, что для Московского Губернского театра большая честь иметь в репертуаре произведение Астафьева. "Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным, – подчеркнул Безруков. - "Веселый солдат" — это автобиографическая повесть о войне. В прошлом году мы отмечали 70-летие Победы. И нам показалось, что в юбилейный год вместо "ура, да здравствует" нужно вспомнить именно об этом — о простом человеке, русском солдате.

Мне было важно рассказать о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека. Ведь, говоря о войне, как ни странно, мы говорим о мире. Наш спектакль начинается с того, что герой — Астафьев — убил человека. Это самое страшное, что может быть: когда человек убивает человека, нарушив одну из самых главных заповедей — «не убий». Он - преступил... Астафьев говорит, что может быть, все наши беды именно от этого, — что мы преступаем, оправдывая при этом себя «хитрой моралью», что только так — убивая, топча себе подобных, может выжить человек. Астафьев потрясающий мудрец, который, пережив все эти тяготы, потери родных и близких, - действительно поднимается до уровня переосмысления, что спасти нас может только добро, жажда Добра".
 
Художественный руководитель постановки - Сергей Безруков, над спектаклем работали режиссеры Ричард Бондарев, Анна Горушкина, Евгений Гомоной, Елена Киркова.

Сценография -  Екатерина Малинина
Костюмы -  Карина Автандилова
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина: диалог со зрителем в Школе Современной Пьесы
Торжество джаза, танца и свободы в новом шоу Театра "У Никитских ворот"
Подвиги Дон Кихота и разговоры с Богом: выступление Государственного симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского
Отец и сын — в Московском театре Олега Табакова снова идёт "Матросская тишина"
Кремль на кончиках пальцев — в Музеях Московского Кремля представили новую программу
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть