В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
15 июля 2019
Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы
12 июля 2019
Столетие со дня рождения поэта Мустая Карима отмечают в России и Казахстане
12 июля 2019
Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
11 июля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

15 сентября 2016 15:19

22 сентября Московский Губернский театр откроет свой четвертый театральный сезон спектаклем "Веселый солдат"

Фото: Анны Коонен
Фото: Анны Коонен

"Мне было важно рассказать о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека. Ведь, говоря о войне, как ни странно, мы говорим о мире".

Военная проза Астафьева не частый гость на театральных подмостках. Сценическая история есть, пожалуй, только у романа "Прокляты и убиты", инсценировка которого была осуществлена Виктором Рыжаковым несколько лет назад в МХТ им. Чехова. Повесть "Веселый солдат" в Москве на театральной сцене появилась впервые. Инсценировку специально для театра написали драматург Анатолий Королев и молодой режиссер Ричард Бондарев, бережно адаптировав для театра жесткую, жестокую в своей правдивости астафьевскую прозу.

Астафьев пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании рядового. Для него, как и для многих его современников, прошедших Великую Отечественную, эта война стала главным жизненным экзаменом, главной душевной болью и главной темой в его творчестве.

В его произведениях оживает "другая война" - не та официозная, "отлакированная", известная всем по хрестоматийным статьям и докладам. Это война, увиденная глазами русского деревенского человека. Война во всем своем уродстве и жестокости, где люди гибнут не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу.

Неоднозначность отношения Астафьева к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Так, в одной из статей он резко отзывается о победе: "…мы просто завалили их (немцев. — прим.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови…" И в своих произведениях, и в письмах Астафьев размышляет о страшных итогах войны и той роковой роли, которую сыграли для судьбы русского народа военная машина, высшие чины государства и армии.

В спектакле Губернского театра главным героем становится сам писатель. Из настоящего он вглядывается в прошлое, вглядывается в себя – молодого, веселого солдата. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. Ведь на войне не только воевали, но и жили: влюблялись, дружили, ненавидели. Но именно из этих будней, из боли, отчаяния и бесчисленных потерь, - рождалась наша победа.

Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России Борис Галкин – он играет пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. За свою творческую биографию Галкину довелось поработать в разных театрах: Театре на Таганке, Театре Сатиры, Театре им. Пушкина, им. Маяковского и многих других. Но последнее время его творчество было связано в основном с кино и телевидением. И так сложилось, что в роли Астафьева Борис Галкин вернулся на сцену драматического театра после огромного перерыва - спустя 35 лет. "Эта роль стала для меня настоящим подарком судьбы, - отметил актер. – Я как будто вернулся в свою молодость, как в студенчестве, когда мы репетировали день и ночь просто из желания играть, творить. Именно так репетируют в Губернском театре, и в этом смысле я не встречал более работоспособного и радостного в работе коллектива".



Тема войны занимает особое место в творчестве Галкина, а работа над этой ролью для него особенно значима: актер был лично знаком с Виктором Астафьевым. "Работать с прозой Астафьева, писателя, которого еще при жизни называли классиком, и тем более выступать от его имени — очень непросто и очень ответственно. Я лично был знаком Виктором Петровичем, имел счастье встречаться с ним, слушать его. В его рассказах никогда не было ни слова, ни жеста, ни взгляда лишнего, никакого "второго плана" — все очень органично, искренне. Он как человек и как писатель был сама правда", - рассказывает Галкин.

Художественный руководитель театра и постановки Сергей Безруков, говоря о спектакле, подчеркнул, что для Московского Губернского театра большая честь иметь в репертуаре произведение Астафьева. "Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным, – подчеркнул Безруков. - "Веселый солдат" — это автобиографическая повесть о войне. В прошлом году мы отмечали 70-летие Победы. И нам показалось, что в юбилейный год вместо "ура, да здравствует" нужно вспомнить именно об этом — о простом человеке, русском солдате.

Мне было важно рассказать о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека. Ведь, говоря о войне, как ни странно, мы говорим о мире. Наш спектакль начинается с того, что герой — Астафьев — убил человека. Это самое страшное, что может быть: когда человек убивает человека, нарушив одну из самых главных заповедей — «не убий». Он - преступил... Астафьев говорит, что может быть, все наши беды именно от этого, — что мы преступаем, оправдывая при этом себя «хитрой моралью», что только так — убивая, топча себе подобных, может выжить человек. Астафьев потрясающий мудрец, который, пережив все эти тяготы, потери родных и близких, - действительно поднимается до уровня переосмысления, что спасти нас может только добро, жажда Добра".
 
Художественный руководитель постановки - Сергей Безруков, над спектаклем работали режиссеры Ричард Бондарев, Анна Горушкина, Евгений Гомоной, Елена Киркова.

Сценография -  Екатерина Малинина
Костюмы -  Карина Автандилова
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
Озеро Светлояр как кузница кадров для великой русской литературы
Столетие со дня рождения поэта Мустая Карима отмечают в России и Казахстане

В Москве

Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
Чисто шотландские убийства
О ремеслах на колесах. Уникальная выставка старинных велосипедов из Италии в Москве
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть