Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024
Балтийские волны докатились до литературного сердца России
16 апреля 2024
"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"
15 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 1.
15 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

21 января 2019 16:32

Фестиваль "Театр 21 века" обозначил новое арт-пространство Рязани

Рязанский Выставочный зал на улице Есенина выступил в творческом содружестве с коллективами, развивающими современные театральные жанры.

Сцена из перформанса театра "Дом" "•" (точка). Все фото в статье Е. Сафроновой
Сцена из перформанса театра "Дом" "•" (точка). Все фото в статье Е. Сафроновой

Для всех сторон фестиваль оказался экспериментом. По окончании и артистам, и музейщикам, и зрителям представилась возможность ответить на вопрос, удался ли он.

Как ранее сообщал "Ревизор.ru", театральный мини-фестиваль продолжался два дня – 18 и 19 января 2019 года. Приставка "мини" в определении фестиваля была символична: обозначала малый срок проведения фестиваля, небольшое число его участников – пять коллективов и только из Рязани, а также продолжительность номеров по 15-20 минут. На короткие эскизы специально сделали ставку, чтобы развлечь, а не "нагрузить" зрителей - ведь зимние праздники на тот момент еще не прошли. Или потому, что краткость – известно, чья сестра.  

Эти два дня если не потрясли Рязань, то познакомили ее с актуальными направлениями театра. Честно говоря, многие зрители до этого не знали, что перформанс или иммерсивный театр можно увидеть не только в столицах, но и у родных осин.


Зрители фестиваля.

Как пояснила в первый день исполняющая обязанности заведующей Выставочным залом Ирина Синицина, мероприятие было посвящено году театра, но имело далеко идущие цели.

- Провести фестиваль было полностью инициативой Выставочного зала, - рассказала Синицина журналистам. - Помимо того, что в России идет Год театра, нас вдохновило пространство залов. Сюда хочется привнести движение, даже необычное. Коллективы, к которым мы обратились, пришли к нам в первый раз, их также вдохновило это пространство. Мы хотели начать новую жизнь Выставочного зала, рассказать о том, что искусство – это не только живопись или академическая скульптура, что эти жанры можно совмещать с другими видами искусства. В 21-м веке это весьма распространено, и многие мировые музеи так делают.

Речь о новой жизни Выставочного зала зашла потому, что ранее это помещение принадлежало Рязанскому региональному отделению Союза художников России и использовалось лишь для выставок. В начале 2018 года рязанская пресса писала о том, что зал передан художественному музею имени И. П. Пожалостина, так как Союз художников не мог больше содержать площадку. В декабре 2018 года зал открылся в новом качестве.

Одним из первых мероприятий Выставочного зала стало открытие вернисажа под названием "Виктор Корсаков и его ученики", приуроченного к 65-летию преподавателя Рязанского художественного училища. Выставка продолжалась по 20 января 2019 года. Руководство зала решило приурочить театральный фестиваль к действующей выставке, чтобы осуществить совмещение изобразительного искусства с театральным.  

Совмещение изобразительного искусства с театральным.

- Хотелось бы, чтобы мероприятие заявило не только о том, что мы организовали мини-фестиваль, но и о том, что в городе появилось новое арт-пространство, - сказала Ирина Синицина.

Идея провести театральный фестиваль возникла, по словам Синициной, перед новым годом. На его подготовку ушло меньше месяца. В фестивале не смогли принять участие крупные театры города, чей график не позволяет такого "быстрого реагирования". Зато небольшие коллективы откликнулись с энтузиазмом, а некоторые подготовили для фестиваля специальные номера. Администрация выставочного зала надеется, что он продолжит эту деятельность – будут меняться художественные выставки, представляющие и именитых мастеров, и талантливую молодежь, и под каждую из них в Зале намерены находить оптимальный формат выступлений для всех театров Рязани.

В ходе фестиваля был представлен один образчик серьезной драматургии - отрывок из спектакля "Я скучаю по тебе" студенческого театра Рязанского Госуниверситета "Переход" по пьесе А. Володина "С любимыми не расставайтесь". Прочие акции были демонстративно "нетрадиционными".

Сцена из "Комедии Дель Арте"
 
Номер Арт-площадки "Свободный жанр" (руководители Екатерина Вишневская и Егор Чудинов) продолжал лирическую линию спектакля по Володину раскрытием темы любви-нелюбви и "войны полов" в стиле "Комедии Дель Арте" – в грубоватой пантомиме с "телесными" шуточками. Половину перформанса актриса водила на поводке актера (мне это зрелище напомнило юмореску Семена Альтова "Явился", где по репликам разгневанной женщины среди ночи соседям непонятно, то ли ее муж пришел с гулянки домой, то ли убежавший пес вернулся). Во второй части действа маски поменялись ролями, и уже партнер "наказывал" партнершу за грубое обращение, активно вовлекая в дело зрителей. Шуточные тумаки и пинки сыпались градом. Впрочем, аудитория смеялась и аплодировала, ибо можно раскрывать эпохальные темы и в веселом ключе.

Многозначный символ - мужчина на поводке.

Любви была посвящена и музыкально-поэтическая композиция Театра-студии "Шанс" "А ты меня помнишь?". Театру в минувшем году исполнилось 25 лет. Он исповедует разные жанры и стили, в том числе активно внедряет в пьесы пластические, танцевальные, даже акробатические этюды. Постановка на фестивале была в таком же духе: артисты перемежали чтение стихов пластическими номерами. В начале действа превалировало движение, к концу акцент незаметно переместился на Слово – высокое слово русских классиков Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Евгения Евтушенко, Юрия Левитанского, Андрея Вознесенского, культовых современных авторов Бориса Рыжего, Дмитрия Воденникова и другиих, а также нынешних поэтов со "Стихов.ру". Сквозная тема лирики – отношения мужчины и женщины. Поэтические блоки логически продолжали друг друга, а музыка, танцы и песни придавали слову страстности.

Сцена из музыкально-поэтической композиции "А ты меня помнишь?"

Как сказала во вступительном слове художественный руководитель "Шанса" Светлана Рахманина, эта композиция – отрывок из спектакля, которого еще нет, он еще в процессе создания и даже не имеет названия. Название "А ты меня помнишь?" из фестивальной программки условное. По словам режиссера, выступление на новой арт-площадке было для театра экспериментом, они тоже решились на эксперимент, который и подготовили специально для фестивального показа. Это был первый выход будущего спектакля к зрителю – и публика его оценила. Молодым артистам пришлось кланяться дважды.

Выступление Светланы Рахманиной.

Театр-дуэт "Дом" (художественный руководитель – Манана Оганян, режиссер – Константин Кипарисов, они же артисты и все прочие сотрудники театра) представил перформанс "•" (точка). Театр специализируется на телесной пластике и звуковом дизайне.

Зрелище "будоражило" уже приготовлениями: половину длинного выставочного зала "покоем" отгородили красной нитью, за которую просили не заходить. По огороженному пространству Константин Кипарисов упорно катил гигантский черный куб, сопровождая движение жестами то воли, а то отчаяния. Перед ним размеренно двигалась Манана в средневековом черном плаще – точно сверхидея, которую человеку не дано достичь. Над всем этим звучала медитативная музыка и заунывный речитатив, из которого выделялись "душа", "Бог", "человек", "совершенствование".

В ходе исполнения перформанса "Точка".

По мере продвижения Кипарисова с кубом по залу мое толкование увиденного менялось. Поначалу мне показалось, что он изображает Сизифа. Затем ключевые слова навели на мысль, что это символ жизненного пути и человеческих исканий, к которым применимо понятие "Сизифов труд". Трактовка в этом контексте напомнила мне популярную в СССР пронзительную пантомиму "грустного клоуна" Леонида Енгибарова "Жизнь женщины" - от рождения до смерти.
 
Когда и "человек", и его "идея" в конце пути оба влезли в складной куб и прикрыли за собой стенку, стало ясно, что вот она – обещанная "точка". Артисты дуэта сказали, что я близко поняла их задумку, но не расшифровала главный символ перформанса – куб. Это "Черный квадрат" Малевича, приобретший еще два измерения. В основе идеи – трактат религиозного философа и художника "Бог не скинут". Его фрагменты звучали в постановке намеренно неразборчиво, чтобы не отвлекать зрителей от визуального ряда, в качестве звукового дизайна.  

Эффектная "точка" перформанса.

По словам создателей "Дома", их театр существует с конца 2015 года. За это время они поставили спектакль "Черный ящик", который демонстрировался в Санкт-Петербурге в Международном особняке искусств, сделали проект "Вечная весна" на стихи ушедших поэтов русского рока – Виктора Цоя, Егора Летова, Янки Дягилевой – и ряд перформансов. Перформансы "Дом" обычно ставит под определенное событие и место, поэтому они чаще всего уникальны. Перформанс "•" (точка) был сделан специально для мини-фестиваля.

На фоне таких зрелищных постановок завершившее фестиваль выступление студии "Рязанские театральные читки" (руководители Марина Замятина и Юлия Паршкова) "брало" не формой, а содержанием. В исполнении двух артистов студии звучала пьеса петербургского драматурга Михаила Коссого "Сделка", написанная в 2018 году. Вековой сюжет о продаже души дьяволу драматург сатирически осовременил. Черт – скупщик душ – называет себя агентом, ходит по квартирам и предлагает заключить договор на пребывание души после смерти в их "департаменте" за мгновенное вручение дивидендов. На резонные опасения возражает, что "жарить" обыкновенных грешников никто не собирается, этой чести удостаиваются лишь злодеи мирового класса. Дивиденды весьма скромные – деньгами агент сам не советует брать – спустите, мол, на ерунду и останетесь ни с чем, - а в реализации прочих желаний и мечтаний департамент ограничен. Он не может дать матери-одиночке красавца-брюнета в мужья: ведь не с ним он договор заключает, а с нею. И даже на таких невыгодных условиях сделка готова сорваться: мать-одиночка никогда в жизни не была счастлива, ведь она очень одинока. Несчастные души департаменту не нужны – кто не знал счастья, того не проймет и страдание. Но в процессе беседы с чертом женщина постигает несколько простых истин: самодостаточен лишь тот, кто ничего не хочет; ощущение счастья зависит от самого человека, и его достичь несложно.

Читка пьесы "Сделка" и неравнодушная аудитория.

Женщина прогнала агента и почувствовала себя окрыленной. Вот и хэппи-энд, если бы не финальная загадка: визитку черта она хотела выбросить, но передумала и спрятала на груди. Руководители студии предложили публике вместе подумать, для чего, и зрители бойко включились в обсуждение. Я подумала: это либо пародия на мотивационную психологию, либо завуалированный панегирик ей.

Но если вдуматься, счастливым стать действительно просто. Для этого не обязательно заключать сделку с дьяволом. Достаточно просто породить идею и найти соратников по ее выполнению. Как это удалось рязанским музейщикам и театралам. С почином новое арт-пространство!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
Балтийские волны докатились до литературного сердца России
"Главную нашу сегодняшнюю благодарность я хочу выразить Михаилу Леонидовичу Анчарову…"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть