От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025
    Совиный дуумвират на Интеллектуальных играх "Студии Довженко"
    11 ноября 2025
    "Как Тарантино Пашке завидовал". По мотивам рассказов Павла Селукова.
    11 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    28 сентября 2025 17:43

    Первой премьерой сезона в "Старом доме" стала "Скасска" по текстам Даниила Хармса

    Специально для "Ревизора.ru".

    Все фото Александра Лукина
    Все фото Александра Лукина

    Хармса и надо играть без декораций, ведь все, о чем он пишет – игры разума, созданные в нашем воображении. А что надо воображению? Много света, блесток и несколько стульев, чтобы было, где посидеть, отдохнуть от череды совершенно абсурдных историй, которые разыгрывают на сцене артисты "Старого дома".

    Арсений Мещеряков поставил рассказы Хармса – перемешал страшилки и смешилки, разбавил абсурд клоунадой, и из лабораторного этюда, год назад увлекшего артистов и зрителей, родился спектакль "Скасска".

    Первый показ прошел еще перед премьерой – в Москве на Патриарших прудах, где была установлена открытая сцена Международного открытого фестиваля "Театральный бульвар – 2025". Здесь под открытым небом пробегали во сне гражданина кусты, прятались милиционеры, уводил героя ангел смерти и прекрасного принца обливали борщом из кастрюли, потому что "если принц, то что, борщом облить нельзя?"



    А потом спектакль перенесся на родную сцену, и здесь тоже оказался удивительно органичен, заполнен светом и странными звуками, которые на первый взгляд кажутся какофонией, но за полтора часа действия сливаются в единую партитуру.

    - Хармс самый театральный автор, – уверен Арсений Мещеряков. – Не случайно в конце каждого рассказа у него написано: "Занавес". Это клоунада, здесь важен первый импульс, какие-то ощущения. 

    Искать сквозной сюжет в коротких чернушных анекдотах, страшилках и маленьких сказках смысла нет. Ты  плывешь по течению, разглядывая мозаику из абсурдных историй, которые смешат, пугают, удивляют. И оказываешься втянут, вплетен в этот странный мир, где мужика в красных боксерских перчатках, сидящего на дереве, персонаж видит, только надев пенсне. Ну и зачем смотреть на него? Можно же пенсне снять. И тогда мужик пропадет… Но ведь был, был, грозился? И снова вместе с героем надеваешь пенсне, чтобы убедиться – вот он, сидит, грозит… а кто из нас не был Леночкой,  которой хочется схватить ножницы и резать, резать, резать – салфетки, столы, дом, ткань мироздания…И кому не близка история Антона Антоновича, который однажды сбрил бороду, и его теперь никто не узнает, никто не общается, его вычеркнули из привычного мира. Или вот маленький человек – он так мечтал встретить ВолЧебницу, а встретил – я и растерялся, и не попросил…



    А самое грустное, что внятно пересказать этот спектакль невозможно – как словами передать интонации актеров, пластику их движений, которая рождает самые причудливые образы? Талантливо сыграть куст – это  "посильнее, чем Фауст Гете". Труппа "Старого дома" продолжает потрясать и восхищать. Артисты легко меняют образы, пластично перетекая из гротеска в лирику, из клоунады в трагедию. В крохотной истории раскрывая не просто  персонажа, но архетип. И создавая нечто уникальное, что не передать словами. Вот пишу – артисты выезжают на детских велосипедах под розовыми надутыми шариками и поют: "Шарики – сударики блестят и шелестят, блестят и шелестят". Но разве можно этой фразой показать тот медиативный настрой, то удивительное погружение в чудо, которое происходит за эти пять минут с залом?.. Фыркнет читатель, а зрители, выходя из театра, напевают "блестят и шелестят"…

     
    Режиссёр – Арсений Мещеряков, художник – Екатерина Эрдэни, художник по свету – Евгений Киуру, саунд-дизайнер – Евгений Гербутов. В ролях: Арсений Чудецкий, Тимофей Мамлин, Александр Шарафутдинов, Андрей Сенько, Анастасия Белинская, Евгений Варава, Софья Степанова.
    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    Ирина Дмитриева: "Особенно "заряжает" то, что зритель находится в соучастии"
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть