Масштабный проект ArtMasters уже в шестой раз гремит по стране, будоража умы творческой молодёжи и вздымая мощную волну центростремительных сил младого поколения.
ArtMasters - это экосистема по формированию кадрового потенциала креативных индустрий в России, творческая лаборатория для создания новых уникальных компетенций и отбору профессионалов, готовых встроиться в технологические и производственные процессы любой сложности в самых крупных медиакорпорациях, театрах и кинокомпаниях.
Командные соревнования - особая страница этой фабрики будущих специалистов высокого класса. Они стали жизненно важной частью национального чемпионата, без которой уже невозможно представить ArtMasters. С 2024 года представителям backstage - закулисных профессий было предложено испробовать свои силы в жанре оперы. В нынешнем году состязания в секции "оперный театр" проходили в рамках корпорации Арт-кластера "Таврида" вне основного конкурса чемпионата.
И вот команды-победители встретились в финале для защиты своих сценических работ. Режиссёры-постановщики оперных отрывков выступили в роли наставников команды оформителей коллективного замысла. Командная деятельность - это важнейший принцип существования всякой театральной институции. Ребята получили в процессе становления своего сценического детища бесценный опыт, который им ещё предстоит переосмыслить в будущем.
Состав жюри этим финальным вечером был представлен именами:
Григорий Заславский - ректор ГИТИС;
Кирилл Крок - директор Театра имени Вахтангова;
Ольга Соколова - директор театра "Школа драматического искусства";
Ростислав Протасов - заместитель художественного руководителя театра "Геликон-опера";
Елена Самарина - главный эксперт компетенции "Художник по гриму", основатель кафедры "Искусство грима" ГИТИС;
Борислав Володин - руководитель Национального открытого чемпионата ArtMasters.
Онлайн жюри: Сергей Новиков - начальник Управления президента РФ по общественным проектам и его заместитель Александр Журавский.
Красноярский Государственный театр оперы и балета показал сцену и Песню Любаши из "Царской невесты" Н.А. Римского-Корсакова под руководством главного режиссёра Железногорского театра оперетты Анастасии Касаткиной. В команду вошли: художник по костюмам Султан Мисроков, художник по гриму Ариана Крылова, художник-оформитель Полина Капранова, веб-дизайнер Анна Шляхова, копирайтер Елизавета Павлова, сценограф Александра Холмушина, художник по свету Максим Тымчик, стейдж-менеджер Мария Фёдорова. Паутина, схожая с картой древней Москвы, стала краеугольным камнем интерпретации музыкальной истории времён Ивана Грозного.
Ростовский Государственный музыкальный театр познакомил присутствующих с оперной новинкой - фрагментом мировой премьеры "Тихого Дона" Л.П. Клиничева. Главный режиссёр театра Павел Сорокин возглавил команду: художник по костюмам Юлия Чебыкина, художник по гриму Дарья Непомнящих, художник-оформитель Екатерина Казакова, веб-дизайнер Екатерина Воронова, копирайтер Кристина Абенова, художник по свету Максим Геллер, стейдж-менеджер Екатерина Душутина. Бутафорией в сцене стали небутафорские, а настоящие арбузы. Жюри пошутило, что это "сезонная постановка".
Режиссёр Фёдор Федотов и команда Пермского театра оперы и балета смело взялись за знаковое сочинение XX столетия - "Леди Макбет Мценского уезда" Д.Д. Шостаковича. Отрывок из оперного шедевра композитора предстал, по словам молодого, но уже опытного режиссёра, участника "Нано-оперы" 2024 года, в образе метафизического болота:
"Это непонятная деревня, которая в этом болоте законсервировалась. Здесь сохранились старые традиции. В них живут герои. При этом в болото проникают из внешнего мира, например, непонятные технологии, какие-то люди, такие, как Катерина. Она - пришелец в этом болотном мире, который она подчиняет себе. Было интересно посмотреть, что происходит с болотом и с человеком, когда он попадает в эту среду".

Фёдор напомнил залу, что накануне, 25 сентября исполнилось 119 лет со дня рождения Шостаковича. Для режиссёра эта дата стала символическим фоном: будто сам композитор незримо присутствовал в зале, оценивая взглядом их сценический эксперимент. Режиссёр выразил надежду, что Дмитрию Дмитриевичу понравилась бы их работа. Действительно, болотная затхлость с костюмами из настоящих половых тряпок, превратившихся в своеобразные наросты плесени, отсылала к той невыносимой для художника обстановке несвободы в стране, где творил великий композитор. Вместе с режиссёром задуманную концепцию воплотили: художник по костюмам Мария Вагачёва, художник по гриму Ангелина Карачанская, сценограф и художник-оформитель Елизавета Холмушина, веб-дизайнер Юлия Монастыршина, копирайтер Алёна Борцова, художник по свету Михаил Веденеев, стейдж-менеджер Анастасия Фирстова.
Представитель Большого театра режиссёр Михаил Колегов, также финалист Чемпионата ArtMasters 2024, сотворил с командой Сцену таяния Снегурочки из одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова. Художник по костюмам Ирина Глухова, художник по гриму Алёна Горбунова, художник-оформитель Елена Устименко, веб-дизайнер Арсений Мерзляков, копирайтер Надежда Ельчанинова, сценограф Полина Зинич, художник по свету Иван Боханков, стейдж-менеджер Елена Соболева, дизайнер виртуальных миров Алексей Пушкин "зацепили" публику "прорастанием и зацветанием" бетона.

"Независимый музыкальный театр" и его режиссёр Дмитрий Белянушкин выкатили в пространство объёмную затейливую конструкцию, отсылающую к картине "Апофеоз войны" В.В. Верещагина. Ария Шемаханской царицы прозвучала с высокой горы черепов. В этом участвовали: ассистент режиссёра Вера Кипиани, художник по костюмам Анастасия Савелс, художник по гриму Алёна Меркулова, художник-оформитель Екатерина Старцева, веб-дизайнер Лейла Проданова, копирайтер Надежда Шелеметева, сценограф Ольга Скрынникова, художник по свету Александр Олейник, стейдж-менеджер Мария Фёдорова. По окончании фрагмента декорацию развернули утробой к публике, которая могла лицезреть секретные хитрости закулисья. Где ещё так позволено? Только на открытом чемпионате ArtMasters.
Вокалисты, концертмейстеры и артисты, которые помогали демонстрировать самые смелые замыслы участников, были окружены горячей благодарностью финалистов, зрителей и жюри. Судейская коллегия сохранила интригу, пообещав объявить победителей на гала-концерте, который пройдёт в Большом театре России 30 сентября.