Алла Феллинишна
20 апреля 2024
"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Большие гастроли" Рижской драмы: Свои среди своих

Свою поездку по России Рижский русский театр им. Михаила Чехова начал с участия в фестивале "Островский в доме Островского", который в течение вот уже четверти века проводит Малый театр

"Большие гастроли" Рижской драмы: Свои среди своих
"Большие гастроли" Рижской драмы: Свои среди своих

На постсоветском пространстве Рижская драма по праву считается одной из самых интересных трупп, играющих на русском языке. Гастрольный тур коллектива стал возможен благодаря Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности. Центр был создан в 2014 году, когда последствия краха отлаженной гастрольной системы, существовавшей в Советском Союзе, приняли для российской глубинки просто катастрофический размах. И театры, и зрители оказались в глухой изоляции, длившейся к тому моменту уже больше двух десятилетий. Единое некогда театральное пространство распалось на "региональные ячейки", и барьеры, их разделявшие, редко кому удавалось преодолеть. Театр, не покидающий пределы своего региона и как предел мечтаний воспринимающий краткую вылазку в соседнюю область, постепенно утрачивает творческие ориентиры и форму, а публика, не видящая никого, кроме своих, пусть и очень любимых актёров, да залётных антрепризных звёзд – вкус и интерес к театральной жизни.

В 2015 году у Центра появился проект "Большие гастроли. Зарубежная программа", ставшая для многих русских театров, волею судеб оказавшихся за пределами России, знаком добрых перемен. В ближнем зарубежье жизнь трупп, играющих на русском языке, складывается очень непросто, а потому связи с исторической "метрополией" важны для них не только в аспекте творчества. Для живущих на постсоветском пространстве наших соотечественников (да и для всех, кто русский не просто знает, но считает не чужим для себя языком), возможность непосредственного живого контакта с русской культурой имеет первостепенное значение, ведь большинство из них оказалось в положении национального меньшинства не просто в инокультурной, но и в иномировоззренческой среде. И театр, играющий на русском, становится одной из тех немногочисленных "территорий", где эти люди могут почувствовать, что они свои среди своих. Однако и сам такой театр – "генератор", вырабатывающий столь необходимую для этого ощущения душевную энергию, нуждается в источнике питания, которым и являются гастроли в России.

Сцена из спектакля "Не всё коту Масленица". Фото: Айгарс Алтенбергс

Рижскому русскому театру им. Михаила Чехова в этом году исполняется 135 лет. Это один из старейших русских драмтеатров за пределами России, где, к слову сказать, все спектакли идут с синхронным переводом на латышский: после недавней реконструкции театр оснащён по последнему слову техники. Имя легендарного актера, режиссёра и педагога он носит не случайно: покинув родину, которая с приходом к власти большевиков, стала для него чужой, Михаил Чехов в 1932-32 годах жил в Риге, где открыл свою первую актёрскую школу. Собственно, с этого и ведёт отсчёт история латышского профессионального театра как явления. История же Рижской русской драмы связана с именами многих корифеев русской сцены. Здесь блистали Мария Роксанова, Екатерина Рощина-Инсарова, Вера Комиссаржевская, Василий Качалов. Традиции русского психологического театра в этих стенах хранят очень бережно, не превращая их при этом в запылённый музейный раритет. На постановку рижане приглашали таких мастеров, как Роман Козак, Сергей Голомазов, Дмитрий Астрахан, Алла Сигалова.

Александр Островский для этого коллектива – один из любимейших, прямо скажем, фундаментальных авторов: за 135 лет своего существования театр обращался к творчеству "русского Шекспира" 246 раз! На фестиваль "Островский в доме Островского" рижане привезли спектакль "Не всё коту масленица" в постановке питерского режиссёр Игоря Коняева. Спектакль получился мощным, сочным и очень трепетным. Он идёт на рижской сцене уже семь лет, удивительным образом сохраняя азарт и энергию премьеры.

Сцена из спектакля "Не всё коту Масленица". Фото: Айгарс Алтенбергс

Самодостаточному и самоигральному тексту Островского режиссёр нашёл стилистически очень точный фон – русскую народную песню во всём её многообразии – от частушки до свадебного плача. И с каким мастерством, с каким упоением исполняют их обозначенный в программке как девчата и парни с филигранной точностью выстроенный "секстет" – Елена Сигова, Екатерина Фролова, Ольга Никулина, Александр Маликов, Данила Соловьёв и Сергей Горохов. Обладающие ко всему прочему и дивными голосами артисты не просто ведут свою "партию" в спектакле, но демонстрируют своего рода театр в театре.

В постановке от первой до последней минуты прослеживается до миллиметра выверенная пропорция – раскручивающийся с бесшабашной удалью комедийный сюжет, не теряя юмора и лёгкости, безжалостно отражает все реалии капитализма без человеческого лица, в котором нам приходится сегодня существовать. Ничем наша нынешняя жизнь, в сущности, не отличается от бытия героев Островского. Мелкие клерки вроде Ипполита (изумительно пластичный Алексей Коргин) пытаются выжить под прессом алчных боссов, таких как купец Ахов (азартный и размашистый Игорь Чернявский). Наших эмансипированных барышень, третирующих своих неудачливых или нерешительных поклонников от Агнички (ироничная Анастасия Тимошенко) отличает только фасон туалетов. И точно так же, как Дарья Федосеевна (живописная и яркая Галина Российская), нынешние маменьки не могут сладить со своим строптивыми дочерьми. Оркестровая стройность ансамбля позволяет не делить роли на главные и второстепенные. Сочная и точная игра Людмилы Голубевой (Маланья) и Светланы Шиляевой (Феона) задают такую высокую и чистую ноту, на какие так щедр был русский театр былых времён.

Сцена из спектакля "Не всё коту Масленица". Фото: Айгарс Алтенбергс

В финале зал Малого театра, в котором в этот день действительно яблоку негде было упасть, аплодировал стоя, воздавая дань мастерству и искренности рижских актёров. Это было абсолютное попадание в десятку: "Не всё коту масленица" пользуется сегодня особой любовью у российского зрителя. Всё, что ещё так недавно (по историческим, разумеется, меркам) воспринималось нами исключительно как текст из учебника по политэкономии, сегодня – обычная, повседневная жизнь. Деньги могут всё и даже больше. Выжать из работника последние соки и выбросить за ненадобностью, как стоптанный башмак – для бизнеса в порядке вещей. Чтобы добиться чего-то честным путём, надо пройти крутые виражи утрат, унижений и разочарований. Комедия Островского – такая стремительная, лихая и мудрая, затрагивает в сердце зрителя самые тонкие струны нелёгкого душевного опыта, и делает это так бережно, что душе невозможно не откликнуться. И зритель благодарен Рижскому театру и его актёрам за это неистребимое, неподвластное никаким санкциям чудо живого искусства.

Сцена из спектакля "Гранатовый браслет". Фото: Айгарс Алтенбергс

Благодаря "Большим гастролям" не только москвичи получили возможность приобщиться к этому чуду. Помимо столицы гастрольный вояж Рижского русского театра включил ещё три города. Жители Смоленска увидели "Гранатовый браслет" по мотивам повести Куприна и "Приведение из Кентервиля" – музыкальную фантазию на тему сказки Оскара Уайльда. А в Пскове и Великих Луках рижане показали "Альбом", составленный из рассказов Аркадия Аверченко и "Метод Гёрнхольма" – ироничный триллер по пьесе популярного каталонского драматурга Жорди Гальсерана. Гастроли получились не только большими, но контрастными и яркими. И, похоже, они надолго запомнятся и тем, кто был по ту сторону рампы, и тем, кто по эту.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Гастроли Молодежного драматического театра Тольятти стартуют в среду в Нижнем Новгороде, а театр "Вера" выступит в Тольятти
БДТ им. Товстоногова откроет новый сезон гастролями в Москве
Александринский театр даст спектакли в Томске

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть