Андрей Белый (слева) и Александр Блок. Коллаж: wishescards.ru
У Блока и Белого и впрямь удивительно много общего. Они родились почти одновременно, осенью 1880 года, с разницей всего в месяц (Белый — 26 октября, Блок — 28 ноября). Оба они происходили из интеллигентных, профессорских семей. Оба они почти одновременно пришли в литературу, громко заявив о себе на поэтическом поприще. Оба относились к ведущим представителям символистской поэзии, внеся немалый вклад в теоретическую разработку этого необыкновенно популярного в начале XX века литературного течения. Оба были дружны с
семейством Соловьёвых, давшим России великого историка, не менее великого философа и самобытного поэта, и через которое они познакомились друг с другом. Оба любили Россию, воспевали её в своих стихах и много размышляли о её судьбе. Оба мыслили космическими категориями и масштабами, искали вечную гармонию и блуждали мысленно по бесконечности Вселенной. Наконец, оба обрели свой идеал в одной женщине, из-за которой чуть было не рассорились навсегда и даже едва не стрелялись на дуэли.
Михаил Соловьев и Андрей Белый. Фото: alt.livelib.ru
Серебряный век, продолжавшийся примерно 25-30 лет, занимает особое место в духовной и культурной истории России. Это был блистательный русский Ренессанс, большой русский подъём. Крест на нём поставили революция и Гражданская война, а финальной точкой стала кончина Блока в 1921 году. Это было время творческих экспериментов и поиска, время ярких, неординарных личностей, время, когда раздвигались прежние границы и открывались новые горизонты. Уже позже, post factum, этот необычайный по силе культурный всплеск воспринимался как последние всполохи старого мира, всего прежнего уклада российской (да и не только российской) жизни, который стремительно уходил в прошлое. К слову, в первые годы XX века в разных частях России и многих других странах мира наблюдалось необычное природное явление – красное свечение неба. Оно имело вполне материальное физическое объяснение в виде извержений вулканов в разных местах Земли, но в России многие, и в том числе творческие люди, воспринимали это явление как знак грядущих бедствий и потрясений. Известно, что красные зори довольно сильно впечатлили и
Андрея Белого.
Александр Блок. Фото: Википедия
Вообще, если о Блоке мы на массовом уровне знаем очень много, да и с его творчеством хотя бы на каком-то уровне знакомы почти все, то с Белым в этом смысле ситуация куда хуже. И это при том, что уже при жизни его называли
"звёздным гением". Кроме того, современники характеризовали его такими эпитетами, как
"инопланетный гастролёр", "собиратель пространства", "абсолютная безбрежность", "поток вне берегов", "он всегда говорит для Вселенной и вечности". Если говорить об отношениях Бориса Бугаева (настоящее имя Белого) с Блоком, то в разные периоды они складывались по-разному. До определённого момента они были более чем тёплыми и дружескими – в письмах и стихах они называли друг друга "Брат", делились сокровенными мыслями и переживаниями. Но затем в дело вмешалась женщина, а точнее – Люба Менделеева, жена Блока и возлюбленная Белого. Об этой коллизии, которую очень грубо можно назвать любовным треугольником, или, по-французски, l’amour a trois, в разного рода беллетристике написано много. В том числе, кстати, и самими её участниками. Касаться альковных подробностей особого желания нет, здесь важнее другое – и для Блока, и для Белого Любовь Менделеева была Прекрасной Дамой, воплощением высшего идеала, предметом поклонения и поэтического воспевания. На первом плане в данном случае были не плотские земные чувства, а космическое, глобальное измерение. Это весьма характерно для творческих людей Серебряного века, которые мыслили и чувствовали не так, как представители других эпох.
Фото: © Коллаж АиФ
И Блок, и Белый был не просто блестящими поэтами. Они были гениями в подлинном смысле этого слова. Гений – это человек, создающий то, что переживает его земное бытие. Человеческая жизнь коротка и конечна, а подлинное искусство живёт вечно. Об этом знали ещё древние: vita homae brevis, sed ars aeterna. Кстати, ещё из общего между ними. Оба поэта приняли революцию и сотрудничали с большевиками, но, будучи порождениями старой России и её культуры, в новой, красной России по существу так и остались чужими, "не нашими", говоря словами Сталина о Булгакове. И всё лучшее, что было ими написано, создано именно в той, старой России. И именно это лучшее мы помним и любим до сих пор.