Ярослав Евдокимов. Фото: © Сергей Виноградов/ТАСС
Если говорить откровенно, то я лично никогда не был особым фанатом его творчества. Да и в принципе, кажется, Евдокимов даже в советские годы, не пользовался огромной славой и популярностью, относясь ко "второму эшелону" советской эстрады, как и ряд других артистов из союзных республик, таких, как Николай Гнатюк, Ион Суручану, Яак Йоала или Анне Вески. Да, он выступал на "Голубых огоньках" и "Песне года", считался официально признанным артистом, но всенародного поклонения всё же не снискал. И в этом смысле Евдокимов уступал, скажем,
Муслиму Магомаеву – тоже выходцу из союзной республики, но артисту другого масштаба, кумиру всего Советского Союза.
Впрочем, конечно, Ярослав Евдокимов не был рядовой фигурой. Обладая приятной внешностью, голосом и сценической харизмой, он умел трогать слушателей за живое своими мелодичными лирическими композициями. Особенно сильно это выделяет его на фоне нынешних так называемых "поп-звёзд", имеющих весьма опосредованное отношение к подлинному искусству.
Путь Ярослава Евдокимова на сцену был непростым. Рос он в достаточно бедной семье, и, как сам вспоминал, петь начал рано, так как музыка помогала ему переживать житейские невзгоды. В молодости работал на заводе, а вечерами пел в клубах и участвовал в художественной самодеятельности. Толчком к старту профессиональной музыкальной карьеры стал переезд из Украины в Беларусь, где Евдокимов в 1970-х оказался в составе прославленного ансамбля "Песняры". А затем началась его сольная карьера, когда Евдокимова по-настоящему узнали и оценили.
Почти у каждого певца или актёра бывает в жизни своя минута славы. Для Евдокимова такой минутой оказалась, безусловно, "Песня года-89", где он выступил с песней "Фантазёр", которой было суждено стать его главным хитом. На этой волне успеха Евдокимов продолжал активно выступать и после развала СССР. В 90-е он много гастролировал, участвовал в той же "Песне года", его песни звучали по радио. С начала нулевых концертов стало меньше, и вообще он как-то пропал с экранов, изредка давая интервью и выступая в программах вроде "Субботнего вечера" с Николаем Басковым, где периодически возникал и Николай Гнатюк. Можно сказать, Ярослав Александрович перешел в разряд ретроисполнителей, что объяснялось и возрастом, и состоянием здоровья, и просто наступлением эпохи, когда в моду вошла другая музыка и другие артисты.
Своеобразный ренессанс Евдокимова случился уже в наши дни, когда многие заново открыли для себя песню "Фантазёр", а некоторые её даже перепевали. Осуществлял он и активную гастрольную деятельность, периодически приезжая в российские провинциальные города, где его концерты собирали аудиторию из давних поклонников и людей, ностальгирующих по музыке 1980-90-х годов.
Было бы неправильно называть Ярослава Евдокимова певцом одной песни, но так сложилось, что в массовом сознании он ассоциируется, прежде всего, с песней "Фантазёр". Причём даже у людей старшего поколения, не говоря уже про более молодую публику, которая, кроме "Фантазёра", вообще его песен не знает. Более того, думаю, далеко не каждый из так называемых зумеров вообще знает имя Евдокимова, но саму песню, активно тиражировавшуюся в последние годы, точно слышали многие. Это не хорошо, не плохо – данность. В конце концов, сам артист говорил по этому поводу: "Если люди запомнили меня хотя бы по одной песне, значит, не зря жил".
Этими словами и можно подвести итог жизни Ярослава Евдокимова, который, в отличие от многих коллег, не мелькал в скандальных телешоу и на страницах жёлтой прессы, а просто делал своё любимое дело и внёс заметный вклад в российскую музыкальную культуру.