Алиса Конашенкова. Все фото предоставлены пресс-службой фильма.
Конечно, тут сыграл свою роль факт, что режиссер-дебютант Алена Михайлова собрала звездный каст — это Елизавета Боярская, Михаил Евланов,
Евгения Добровольская, сыгравшая Арину Родионовну (последняя роль актрисы в кино).
Сюжет достаточно незамысловат. Он рассказывает о переживаниях 12-летней московской школьницы Миланы (Алиса Конашенкова), которая пишет стихи, но боится выступать публично. К тому же ее мама (Елизавета Боярская) не верит в поэтический талант дочери. Чтобы доказать обратное, Милана решает участвовать во Всероссийском конкурсе рэп-дуэлей (!) по "Евгению Онегину" и доказать всем, на что она способна. На пути к победе её ждут страх сцены, коварная соперница с интригами и необычный союзник — чёрный кот, в которого загадочно вселилась душа хулигана Саши Пушкина.

- Мы хотели помочь детям и родителям услышать друг друга, – говорит Алена Михайлова. – Надеемся, зрители захотят обнять близких и поговорить по душам.
Это сверхзадача картины, снятой и в Москве, и в Вяземах, и подмосковном
парке-усадьбе "Захарово", имении бабушки поэта, где маленький Саша впервые заговорил по-русски. Здесь, в поэтическом "пионерлагере", в атмосфере подростковой дружбы-конкуренции, Милана узнает о корнях классики и находит новых друзей.
Большую часть экранного времени занимают динамичные рэп-баттлы на материале поэмы: Ленский и Онегин яростно спорят в современном ритме, показывая, что "болеро" и "ланиты" не устарели. Иногда это выглядит достаточно комично. Что подчеркивает и кот-Пушкин: он помогает героине в ключевых моментах, например, подсказывая рифмы: "Не бойся, Милана, поэзия — это как рэп, только с душой!" За эту подсказку кота от меня отдельное спасибо — выходит, что у рэпа души нет, а только ритм!

Ну, а насчет качества звучащих здесь рифм можно и поспорить. Но саундтрек впечатляет – это "Никто кроме нас" рэпера L’One, записанный с участием юных актёров. А они всерьез увлечены этой историей. Так, Алиса Конашенкова, играющая Милану, признается, что фильм стал исполнением ее мечты:
- Это моя первая главная роль, и я благодарна за возможность сыграть Милану — умную и талантливую девочку, которая боится сцены, но учится преодолевать свои страхи, – говорит Алиса. – Мне интересна ее история, и я старалась передать ее чувства так, чтобы зрители сопереживали вместе со мной. Это добрый семейный фильм о мечтах, вере в себя, о дружбе и любви к близким. Через свою роль я хочу донести любовь к поэзии и творчеству Пушкина — нашему национальному достоянию.

Режиссер Алёна Михайлова добавляет:
- Мы хотели создать доброе и вдохновляющее кино о творчестве, дружбе и пути к своей цели, которое развлекает, трогает и оставляет зрителя в светлом настроении. Для меня особенно ценно было по-новому "увидеть" Пушкина ребенком — живым, дерзким, справедливым, каким он был в детстве; найти настоящего кота-актера, который сыграл без использования графики, и открыть для себя талант юных актеров.

И такой мистический кот нашелся. Настоящий, актерский. Брюнет. Почти Бегемот, хоть и Васька. Он всерьез конкурировал с взрослыми артистами, особенно с Елизаветой Боярской.
- Моя героиня — строгая мама, женщина, которая держит все под контролем и искренне хочет, чтобы ее дочь добилась успеха, – говорит Боярская. – Но в этом стремлении она теряет из виду настоящие чувства ребенка и забывает о собственных. В кульминации истории эта "крепость" рушится, и героиня вспоминает себя маленькой. Связь с дочерью восстанавливается через поэзию Пушкина — тот самый культурный код, который объединяет поколения... Это кино — доброе, семейное, и оно точно станет поводом для разговора родителей и детей после просмотра.

Но если поискать, найдутся тут и другие смыслы. Например, цена победы. Допустимы интриги и козни ради неё? Тем более у детей. Ведь весь фильм юные рэперы не только активно дружат, но и интригуют, стремясь победить не только честными методами, что это тоже информация к размышлению для юных дарований, очень характеризующая наше время.
Что-то нам это напоминает... Ведь лагерь хоть и литературный, поэтически-дворянский, но, по сути, задорно-пионерский. И получился странный коктейль из климовского "Добро пожаловать..." и недавнего
"Пророка", где Александр Сергеевич впервые начал изъясняться энергичной рэп-рифмой, на радость (по фильму) почтенной публике.

Так что идеи витают в воздухе. Успевайте ловить, режиссеры. И это кино не открытие, а развитие темы. По сути, переложение высокого литературного "штиля" на обывательский язык. Перевод для "нищих духом". Поэзия-light. Ясно одно: рэп наступает уже на сакральную территорию высоких смыслов, нравится вам это или нет. А "Пушкинская карта" как высота вне конкуренции и пока не бита. Но логично будем ждать теперь рэпа от Лермонтова, Некрасова, Есенина, Маяковского... Далее по списку...