Добычин писал о самых обычных людях, озабоченных не мировой революцией, а собственной жизнью, которые плакали и смеялись, радовались маленьким радостям жизни и огорчались мелким житейским неурядицам, жили и умирали. В своей прозе писатель добивался эффекта, подобного эффекту "субъективной камеры" в кинематографе, который любил. И действительно – бессюжетные рассказы Леонида Добычина очень "кинематографичны".
И, наконец, Леонид Добычин единственный из писателей своей эпохи описал отдельными штрихами образ уездного Брянска, ставшего губернским центром в апреле 1920 года, его новые градостроительные и социальные преобразования появляются почти в каждом рассказе писателя.
Итак, мы отправляемся на прогулку или, если хотите, в путешествие по Брянску 1920-1930-х годов по добычинским местам и следам его рассказов.

Фото из открытых источников.
Привокзалье и город
Леонид Добычин появился в Брянске ближе к лету 1918 года, вняв, как полагают, зову своей матери Анны Александровны, нашедшей работу в медсанчасти железной дороги. В рассказе "Прощание", открывающем тему Брянска, он эту роль отводит тете. Вообще, все рассказы Добычина о Брянске разгадываются как своеобразный ребус: топосы, персоналии, сюжеты (а, вернее, бессюжетность большинства рассказов) удалены от нас временем, люди, существовавшие в них, вымышленные и реальные, уже ушли в небытие. Но если вдруг четко понимаешь, о чем идет речь, – испытываешь огромное удовлетворение.

Фото: группа "ВКонтакте" "Брянск глазами разных поколений"
Девять лет прожил писатель в принадлежащей матери однокомнатной квартире №6 ведомственного дома железнодорожников №2 барачного типа на Привокзальной улице в Привокзальной слободе (с 1919 года Володарский район Брянска), недалеко от вокзала Риго-Орловской железной дороги (ныне – вокзал станции Брянск-1).
В комнате Добычиных ютилось пять взрослых членов семьи (при жилищном кризисе того времени – это норма) – мать, трое сыновей и две дочери. В рассказе "Встреча с Лиз" читаем: "Капли с крыши падали перед окном. Сизо-лиловый дым взлетал над паровозами. В плите шумел огонь". Вот так несколькими мазками Добычин описал своё житьё-бытье в Привокзальной слободе. А в письме к другу сообщал, что писать ему приходится… на швейной машинке.
Жизнь семьи в эти годы была достаточно благополучной. Леониду удалось устроиться на работу учителем для переэкзаменующихся в школу Полесской железной дороги. Кстати, здание школы сохранилось, а вот бараков давно нет, и железнодорожный вокзал, разрушенный во время Великой Отечественной войны, перестроен в стиле советской неоклассики.

Фото: группа "ВКонтакте" "Брянск глазами разных поколений"
За поймой Десны, примерно в пяти километрах от железнодорожного вокзала, на крутом берегу раскинулся древний Брянск с многочисленными церквями, с сиянием крестов и куполов, "словно выкованных из серебра". Преобладали одноэтажные каменные и деревянные дома на крутизне горок (Брянск стоит на восьми холмах), были и монументальные здания. Город манил.
Но вблизи Брянск оказался прозаичнее, чем издалека. И перо "уездного сочинителя", как себя именовал Добычин, отметило эти черты: "Огородные плетни делили склоны горок на кривые четырехугольники. Дымили трубы фабрик …Серые заборы нависали". Олицетворение деревенского быта – деревянные домишки с завалинками и палисадниками, о которых автор пишет, гнездились возле комфортабельных особняков, вкривь и вкось расползаясь по склонам оврагов… (интересно, что, приехав впервые в Брянск в 1959 году, я увидела ту же картину).
Жизнь Леонида Добычина оказалась связанной с этими двумя частями Брянска. Уже в сентябре 1918 года он начинает работать статистом в уездном Отделе распределения рабочей силы (с июля 1919 года – Отдел труда) в здании на ул. III Интернационала (бывшая Московская, ныне ул. Калинина, 52). В наши дни это здание занимает военкомат. Домой Леонид возвращался только ночевать. Представляю почему-то, как он шел пешком в любую погоду пять километров…

Коллаж Евгении Ильченко, фото из открытых источников.
Хотя в 1920-е годы в Брянске уже было налажено регулярное автобусное сообщение (первый экспериментальный автобус в Брянске появился аж в 1907 году), о чём говорят фотографии и строки рассказа "Портрет": "Улица Москвы, по-старому Московская, шумели, рявкали автобусы". Это как раз та торгово-деловая улица города, где находился Отдел труда. Любил "уездный сочинитель" путать читателя, загадывать шарады… Тем и интересен.
В 1920 году была построена железнодорожная станция Брянск-Город, на левом берегу Десны. Она соединяла исторический центр с железнодорожным узлом Брянск-Орловский. Приехавшие на центральный вокзал могли добраться до города по узкоколейке. Когда читаешь рассказ Добычина "Ерыгин", погружаешься в атмосферу этой станции:
"Стояла с флагами перед станцией. Солнце грело. Иностранцы вылезли из поезда. Мадмазель Вунш в истасканном белом фетре переводила". Станция перестала действовать в 1960-е годы, но, благодаря воображению современного брянского художника Валерия Ерукова, увлеченного прозой Л.И. Добычина, мы можем видеть "Брянск-город" на его картине.

Фоторепродукция Евгении Ильченко
Территория рассказов Добычина
Улица Калинина (бывшая Московская, III Интернационала). Характерно, что в письмах и рассказах Л. Добычина тема разъединённого пространства, удаленности двух мест его обитания, отсутствует. Возникает обобщённый образ Брянска с его полудеревенским, полугородским бытом и первыми признаками зарождения губернского города...

Фото: группа "ВКонтакте" "Брянск глазами разных поколений" Оказавшись в апреле 1919 года в центре Брянска, писатель мог стать свидетелем похорон Игната Ивановича Фокина - председателя Брянского Совета рабочих и солдатских депутатов, первого председателя Брянского уездного исполкома, инициатора образования Брянской губернии. Похороны собрали около двадцати тысяч человек. Именно об этом событии упоминает Добычин в своём ироничном стиле в рассказе "Конопатчикова":
"Стал слышен похоронный марш и показались чёрные знамёна. Сбежались мужики, смотрели, опустив кнуты, вздыхали бабы в кружевных воротничках на зипунах и в ёлочных бусах".
Фото из открытых источников
Похоронили И.И.Фокина со всеми почестями, приличествующими вождю, в оживленном торгово-деловом центре города, напротив кафедрального собора в бывшем Семёновском парке (впоследствии переименовывался в Васильевский и Фокинский сквер).
В ноябре 1922 году на улице III Интернационала над могилой Игната Фокина был установлен памятник. И это событие не пропустил пристальный глаз писателя, в характерной своей манере изменившего фамилию Фокина на Гусева:
"Маленькие толпы с флагами спускались к главной улице… Заиграла музыка. На кумаче блестела позолота …На площади Жертв выстроились. Закрытое холстом стояло что-то тощее. Сдернули холстину. Приспустили флаги. Заиграл оркестр…" (из рассказа "Сиделка"). Возможно, Добычин просто прочитал заметку в газете "Брянский рабочий" от 10 ноября 1922 года, где подробно описывалось это событие. В 2024 году могилу и памятник И.И.Фокину перенесли на центральное кладбище.

Фото из открытых источников
Собор. На ул. III Интернационала, где находилась контора Добычина, стоял величественный кафедральный Новопокровский собор, построенный 1879 году в русско-византийском стиле. Основной достопримечательностью собора был трехъярусный иконостас из итальянского мрамора
"с украшениями из стеклянной мозаики и позолотою орнаментов" работы русского художника, иконописца, писателя и академика В.Д. Фартосова.

Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" На страницах произведений Добычина действующим храм появляется только в рассказе "Козлова":
"48 советских служащих пели на клиросе именно в соборе – единственном, возле которого была большая площадь. Через неё, оказавшись в толпе манифестантов-безбожников, еле "продралась" Козлова".

Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" С началом богоборческой компании кафедральный собор в 1924 году был закрыт и переоборудован в "Народный дом имени 25 Октября", являвшийся, по сути, наспех устроенным кинотеатром, получившем название "Октябрь". Переустройство продолжалось, в фойе появились пальмы, буфет, на сцене играл оркестр. "Сверх программы" публику привлекали заезжие маги, чтецы, лекторы, эксцентрики… В общем, вполне по-добычински:
"В фойе чернели пальмы. Рыбки разевали рты. Гремел оркестр. Зрители приваливались к дамам. Али-Вали отрезал себе голову, положил её на блюдо и, звеня браслетами, пронес её между рядами, улыбающуюся. – Не чудо, а наука, – пояснил он. – Чуда нет". (рассказ "Портрет"). И вся эта фантасмагория происходила в бывшем алтаре.

Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений"
А вот какую картинку находим в рассказе "Хиромантия": "Рождество наступало. Колокола были сняты и не гудели за окнами… Церкви с тусклыми окошками смотрели на луну. Музей сиял. Прелестные картины, красные от фонарей, висели возле входа. Умерла болгарка, лежа на снегу, и полк солдат усыновляет её дочь. Горилла, раздвигая лозы, подбирается к купающейся деве: "Похищение женщины".
Дело в том, что вплоть до 1930 года территорию бывшего собора делили кинотеатр и антирелигиозный музей, сиявший реквизированными церковными реликвиями.
Судьба собора оказалась трагической. Новая волна антирелигиозной пропаганды подвигла власти города к его уничтожению, несмотря на протесты историков и хранителей культурного наследия. 20 июля 1968 года многострадальный храм и колокольня XVII века были взорваны… В 1984 году на месте собора возвели концертный зал "Дружба" в стиле советского модернизма. Рядом с концертным залом через много лет построили деревянную часовню в память об утраченном соборе.
Надо сказать, что за годы богоборчества с карты Брянска исчезли бесследно 25 храмов. Но пока
"стояли церкви", мы ещё встретим их в рассказах писателя.

Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений"
Базар. Рядом с Новопокровским собором без купола, крестов и колоколов на шатровой колокольне XVII века шумел и благоухал всевозможными запахами старый базар – самое экзотическое место города вплоть до 1970-х годов. У Леонида Добычина с рынком связаны не только рассказы, но и собственные житейские ситуации. В письме к своей заочной ленинградской знакомой Лидии Моисеевне Варковицкой (писательница, переводчик, мемуарист; в 1921—1932 гг. работала секретарём и редактором отдела современной художественной литературы в Леногизе) он пишет:
"27 ноября 1927 г… Для ознакомления Вас о моем виде посылаю Вам свой Портрет, который мне сегодня выполнили на базаре за 50 копеек, получается общая сумма стоимости сделанных мною вам подарков в 1 рубль 10 копеек. Ни одна дама ещё не пользовалась у меня таким успехом… Л. Добычин". Хочется думать, что "роман в письмах" скрашивал невеселую жизнь писателя.

Коллаж Евгении Ильченко (источник: "Письма Л. Добычина к Л. М. Варковицкой" , журнал "Звезда", № 1, 2019) Рыночные и околорыночные "кадры" встречаем в рассказах "Ерыгин" (
"Базар был большой, стояла вонища. Китайцы показывали фокусы") и "Портрет", отражающие реалии того времени: раскинувший свой купол цирк-шапито (
"в цирке щелкал бич… Наездница подскакивала");
"научно-популярный зверинец"; базарная эстрада, где
"украинская труппа топотала, вскрикивая: - ГОП!".
Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений"
Улица Фокина (бывшая Комаревская гора, ул. Ленина) В 1920 году Леонид Иванович начинает работать в Губстатбюро, находившемся на улице Ленина, 25 (адрес конторы часто менялся), исполняющим обязанности "временного заведующего" секции промышленной статистики и статистики труда. Незаметно, может быть, даже для себя, он "ввинчивается" в управленческие структуры города. Много разъезжает по Брянщине, занимаясь переписью населения. Занятость чрезвычайнейшая! Писательством заниматься некогда. В ноябре 1921 года Добычин переходит в Губпрофсовет на должность заведующего статчастью, затем в Райуполтоп (потом он не раз возвращался в Губстатбюро)… В это время Добычин пишет и издает несколько рассказов, три рассказа публикуются в газете "Брянский рабочий". Но это его особенно не радует, он рвется в Ленинград…

Фото из личного архива Евгении Ильченко
Все эти конторы находились в нагорной части Брянска на улице Ленина ("Хваля погоду, мы уселись. Счеты стали щелкать"). Вслед за Добычиным мы поднимемся по крутой улице, бывшей Комаревской горе…
Дом Советов. Трудно представить более романтическую эпоху строительного бума в истории градостроительства Брянска, чем 20-е годы ХХ века. Все строящиеся здания в стиле архитектурного авангарда – конструктивизма кардинально изменили облик города. И этого не мог не заметить Леонид Добычин:
"Улицы спускались и взбирались. Четыре четырехэтажных дома показались, площадь с фонарями и громкоговорителями… Новые дома белелись на горе, блестели стеклами" (рассказ "Портрет").

Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений" Что же привлекло внимание "уездного сочинителя"? Грандиозный комплекс Дома Советов, один из первых в Советской России, поражавший жителей малоэтажного Брянска своей монументальностью, был сдан в эксплуатацию 7 ноября 1926 года. Возведенный в формах конструктивизма, он состоял из двух корпусов, объединенных крытой галереей. Автором проекта Дома Советов, выигравшим Всероссийский архитектурный конкурс, объявленный Московским архитектурным обществом, стал московский архитектор-художник А.З. Гринберг (в соавторстве с архитектором, гражданским инженером Б.М. Великовским).
Фото из открытых источников
Именно площадь Дома Советов "с фонарями и громкоговорителями" упоминается в рассказе. В 1931 году Добычин посылает Л.М. Варковицкой письмо с открыткой с надписью: "Шлю вам Дом Советов. На заборчике против него – почтовый ящик, куда я опускаю письмо". Сегодня это административное здание правительства Брянской области.
Рядом с Домом Советом стоял изящный особняк в стиле модерн постройки начала ХХ века с каменными львами у парадного входа. До революции особняк принадлежал дочери купца, благотворителя П.С. Могилевцева. В 1924 году, после перепланировки, в нем разместили губисполком, службы которого после окончания строительства Дома Советов перебрались в новое здание. Красивый особнячок, просуществовавший более полувека, был снесен в 1970 году при реконструкции здания Дома Советов.

Фото: группа ВКонтакте "Брянск глазами разных поколений"
Продолжение следует