Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Я покажу тебе ужас в пригоршне праха – столетие “Бесплодных Земель” Т.С. Элиота

Томас Стернз Элиот – американо-британский поэт, драматург и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1948 года.

Т.С. Элиот. Фото: lefstriy.blogspot.com
Т.С. Элиот. Фото: lefstriy.blogspot.com

“Наш век не был обделен новыми крупными писателями, поэтами и художниками. Но гораздо значительнее то, что вы оказались способны и согласились стать выражением эпохи…” – писал Пастернак в письме Томасу Стернзу Элиоту, и с этим нельзя не согласиться. Элиот стал настоящим классиком модерна – его поэзию бесконечно изучают, а в поп-культуре можно заметить много отсылок и цитирований. Особенно это касается двух его поэм – “Полые Люди” и “Бесплодные Земли”; о последней речь пойдет далее в статье.

Миста Курц умирать

Модернизм – эпоха, пожалуй, наиболее эмоционально насыщенной литературы, а также наоборот – крайне отчужденной, отрешенной. Все это связано с крахом гуманистического сознания после Первой Мировой Войны: номинальные западные ценности – жизнь, прогресс, равенство – были разрушены в течение долгих четырех лет, равно как и наука, милитаризированная и в итоге ставшая лишь фасадом для оружия массового поражения. Что, разумеется, не могло не сказаться как на участниках, так и на наблюдателях гуманистического конфликта. Ощущение пустоты стало повсеместным, в том числе и в литературе – достаточно прочитать один любой рассказ Хемингуэя, чтобы заметить, насколько его персонажи апатичны, равнодушны. Другая сторона этого явления проявилась в Карнавальном Веке – торжестве сплошного гедонизма, выставки эскапизма под звуки джаза в стиле Ар-Деко. Это, безусловно, тоже следствие пустоты – Гэтсби в романе Ф.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" как человек едва ли не столь же пуст, сколь и добытчик слоновой кости Курц в “Сердце Тьмы” Джозефа Конрада.

Еще одним проявлением кризиса стали эксперименты с литературной формой. Гертруда Стайн с ее аллитерациями и концепциями (“Роза есть роза есть роза”), Джойс с потоками сознания и интертекстуальностью “Улисса” и “Поминок по Финнегану” подчеркивают это направление. Не в меньшей мере сюда же подходит и Т.С. Элиот, экспериментировавший с поэтической формой как таковой. Одним из важнейших аспектов его работ является определенная принадлежность литературной традиции, что кажется парадоксальным на фоне его нововведений: “Ощущение прошлого не только как прошедшего, но и как настоящего; оно побуждает человека творить, ощущая в себе не только собственное поколение, но и всю европейскую литературу, начиная с Гомера <…>” (цитата по Элиоту). С этим также связана его интертекстуальность – в данном случае, это формирование нарратива и ритма с помощью использования небольших частей других произведений; этот прием был, скорее всего, навеян все тем же “Улиссом”. В работах поэта можно увидеть образы из Библии, цитаты и намеки на классических древних поэтов и драматургов, а также Данте и Бодлера. Конечно, это не голое заимствование, ведь данный прием позволяет сместить временные рамки. В ранней поэтике у Элиота часто нарушено восприятие настоящего, прошлого и будущего – они смешаны так, что понять и узнать их невозможно. То же относится и к действующим лицах – их нет, видны будто бы кусочки разговоров, но не больше. Как, в общем-то, и ритма – при его наличии он довольно рваный, меняющийся от части к части.



В дальнейшем (особенно после перехода в англиканство) стиль Элиота становится более сдержанным и простым, но темы остаются во многом похожи – отчужденность, проживание кризиса (возраста, нервного срыва, окружения), и, как часто выделяют, разочарование в своем поколении. Сам Элиот отвергал последнюю мысль, но, учитывая ее распространенность, ее стоило привести. Кратко ознакомившись с Элиотом, перейдем к его главной работе.

Груда разбитых образов

Вальтер Беньямин в “О понятии истории” пишет о работе Пауля Клее “Angelus Novus”: “На нем изображен ангел, который выглядит так, как если бы он вот-вот собирался удалиться от чего-то, на что он смотрит, не отводя своих глаз. Глаза его широко раскрыты, и рот его раскрыт, а крылья распахнуты во всю ширь. Вот: ангел истории так и должен выглядеть”. Именно такую ассоциацию вызывают “Бесплодные Земли” со своей несколько нарезанной структурой с вкраплениями текстов прошлого. Английский литературовед Малкольм Каули в послесловии поэмы написал: "Бесплодная земля" свидетельствует, что наш век преждевременно одряхлел, настолько одряхлел, что даже не может найти слова, чтобы оплакать собственное бессилие; что он навечно обречен одалживать песни ушедших поэтов и склеивать их воедино". Стоит понимать, что во время написания автор находился состоянии нервного срыва и депрессии; это не могло не усилить его образы, часто работающие на таких контрастах как жизнь и смерть, разрушение и надежда. Сама работа проникнута отчужденностью – люди в поэме кажутся тенями, автоматами, не делающими ни добра, ни зла. В них не ни страсти, ни любви, они живут в тумане, из которого нет выхода. Читатель словно оказывается в Третьей песни “Инферно” Данте, сам же автор использует из нее строчку “Ужели смерть столь многих истребила” в описании Фантомного города, а именно Лондона. Непонимание читателя также переносятся и на отсутствие понимания между разговаривающими в поэме – нет желания ни прислушиваться, ни отвечать. Даже природа не обладает витальностью, живостью – она также механизирована, автоматична. “Глядящий с хохотом на мир и сам бессильный улыбнуться” (Шарль Бодлер, “Цветы Зла”).


Ангел Пауля Клее. 

Но не стоит видеть в работе лишь бесконечную депрессивность. Конец поэмы – пятая часть – проникнута надеждой на будущее, усиленное трансом в конце. Отлична она и по стилю – написанная быстро, потоком сознания, она заметно меняют структуру поэма и ее нарративный ритм. Также этой части свойственно отсутствие мифологических мест, фигурировавших в прошлых частях – призрачного Лондона, салона гадалки и горящего Карфагена – она более абстрактна и свободна от рамок лиц и мест.

Это поразительная по своей силе и чувству поэма продолжает будоражить умы поколений и резонировать с людьми, находящихся в личных и общественных кризисах. В этом есть настоящая сила Элиота – стирать время и проникать в душу читателя (и далеко не всегда лицемерного).
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть