Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Клод Моне: полотна, залитые солнцем

"Ревизор.ru" – с выставки "Клод Моне. Магия воды и света" в Саду им. Н.Э. Баумана.

Клод Моне. Автопортрет. 1886 г. Все фото с выставки предоставлены автором.
Клод Моне. Автопортрет. 1886 г. Все фото с выставки предоставлены автором.

Первое, что бросается в глаза при просмотре выставки – свет, много света. Картины будто подсвечены изнутри, и каждая из них – маленький мир, который хочется изучить, понять и прочувствовать.

Оскар Клод Моне – один из основателей импрессионизма. Он проделал долгий путь от полного неприятия, гонений, откровенных насмешек до всемирного признания и известности. Выставка "Клод Моне. Магия воды и света" предлагает посетителям проследить этот путь.




Коллекция состоит из репродукций от первых юношеских карикатур до поздних полотен. Использование высококачественных копий позволяет наиболее полно охватить творчество мастера, ведь многие произведения художника находятся в частных коллекциях и практически не выставляются. Выставка занимает 5 залов, в которых расположены более ста картин великого импрессиониста.






Одна из первых живописных работ восемнадцатилетнего Моне – "Вид на Рюэль-ле-Гавр" (1858). Произведение написано после знакомства с Эженом Буденом. Именно этот художник обратил внимание на работы юного карикатуриста, привил ему любовь к пейзажной живописи и пленэрам в целом.


В 1866 году Клод Моне пишет свою "Даму в зелёном платье". Это произведение – особый рубеж в творчестве будущего мэтра. Портрет невесты художника Камиллы Донсье выражает высокое чувство к реальной девушке. Образ её не идеален, но автор не ищет идеала, он воспевает истинную красоту без прикрас. Картина была написана всего за несколько дней и принесла Моне всеобщее признание и восхищение. Впоследствии мастер всё больше обращается к поиску свойственной только ему манеры написания. Он перестаёт использовать палитру, нанося краски из тюбика непосредственно на холст. Контур предметов становится размытым, мазки экспрессивнее, шире.


 
Картина, подарившая название всему направлению – "Впечатление. Восход солнца" (1872). Критик Луи Леруа в газете "Le Charivari" писал: "Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это "Впечатление".

Мы видим порт Гавр, утопающий в утренней дымке. Цветовая гамма в произведении играет самую важную роль. Холодные оттенки, минимальная детализация объектов, отблески красного восходящего солнца. Ускользающее мгновение, которое автор запечатлел так мастерски, что не покидает ощущение присутствия на месте событий.

 
Клод Моне писал: "Я уверен, для того, чтобы по-настоящему хорошо нарисовать море, нужно смотреть на него каждый час каждого дня из одного и того же места, чтоб понять, как оно движется в этой конкретной точке. Вот почему я работаю над одними и теми же мотивами снова и снова, иногда по четыре или шесть раз".

Такое отношение к живописи позволяло не останавливаться на достигнутом, смотреть на одни и те же предметы с разных ракурсов, видеть то, что не доступно взгляду обывателя.






Моне часто обращается к обыденным, простым сюжетам. Известный цикл картин с изображением стогов сена на скошенном опустевшем поле состоит из 25 полотен, написанных в разное время года. Стог сена – символ земного плодородия, благополучия, гармонии человека с природой. К этому сюжету обращали своё внимание и другие мастера живописи: Милле, Гоген, Ван Гог, Писсаро. Клод Моне привнёс новое видение предмета изображения: внимание к освещению, некоторую абстрактность. На выставке представлены 4 картины из этого цикла.

 
В 1890-х новым источником вдохновения становится Руанский собор (Нормандия). Художник обращает внимание на изменение внешнего вида  объекта при различном освещении. Пористая структура камня поглощает дневной свет, а рельеф фасада создаёт удивительную игру света и тени. Для удобства наблюдений, Моне снимает помещение рядом с собором. Он меняет холсты каждые полчаса. Такое усердие подарило миру более тридцати полотен.

 
В поздний период творчества художник уделяет особое внимание своему саду в Живерни. Там он создаёт уютный уголок, пронизанный восточными мотивами: изящный деревянный мостик, пруд, утопающий в зелени, водяные лилии. Буйная растительность оттеняет нежную хрупкость строения. Цикл полотен "Японский мостик" передаёт не только изменения в природе, но и перемены в манере написания мастера. Цвета становятся интенсивнее, насыщеннее. Со временем мелкие детали сюжета отходят на второй план, возможно, это связано с постепенным ухудшением зрения автора.


 
На протяжении последних тридцати лет своей жизни Моне создаёт знаменитую серию картин "Кувшинки" ("Водяные лилии") В 1912 г.у него обнаруживают катаракту, цветовосприятие неизбежно меняется, краски теряют свою яркость. В воспоминаниях художника можно заметить, что вначале, он, как обычно, писал пруд с цветами на пленэре, затем перешёл к полотнам особо больших размеров, но вскоре реальная красота начала ускользать от его пристального взгляда. Тогда мастер вернулся в мастерскую и стал писать знакомые пейзажи по памяти. В своих поздних работах автор отказывается от перспективы, сглаживает линию горизонта, благодаря этому появляется ощущение глубины и безграничности водной глади.На поверхности воды поступают листья и соцветия кувшинок.




Современники называли великого живописца "человеком солнца". И действительно, его картины буквально излучают свет. Насладиться игрой света и цвета, погрузится в удивительный мир импрессионизма можно на выставке"Клод Моне. Магия воды и света" в Саду культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана до 15 мая.






Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Вековой юбилей бестселлера Станиславского
"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть