Кшиштоф М. Bednarski с инсталляцией, фото а ну. Шаблона. Источник: https://mocak.pl
1, Карл Маркс, 2018
Одна из самых обсуждаемых проблем искусства нашего времени – устаревающее выставочное пространство. Белые стерильные стены, брошюры с бесконечным количеством текста – всё это застывшие достижения 20 века, накладывающие отпечаток на произведения наших дней. Атмосфера музея диктует строго определённый способ восприятия – пересекая порог, зритель ощущает на себе мнимый взгляд несуществующего представителя элиты, который всегда знает больше, чем вы.
2, Мир мудрости Маркса, 2003
Кристоф М. Беднарски не выходит из рамок сложившейся системы – он ломает их изнутри. На протяжении многих лет он обращается к одним и тем же персонажам – Карлу Марксу и Моби Дику, чья обсуждаемость сегодня весьма сомнительна. Разрабатывая эти образы в соответствии с заданными правилами, художник пытается обратить внимание на консерватизм и повторяемость “новой” эстетики.
3, MD& (XXVII), 2018
С лёгкой руки художника Карл Маркс превращается в такой же предмет быта как подставка под коньки или цветочный горшок: слепки головы теоретика социализма помещены в неожиданные условия и ситуации. Наделение готового предмета новыми смыслами и ролями известно искусству ещё с начала прошлого века – и оно же остаётся основной тенденцией по сегодняшний день. Но художник утрирует жест – он тиражирует лик Маркса снова и снова. И устаревший культ, и сама техника теряют своё первоначальное значение. Теперь, вписанные в мир потребления, где власть принадлежит вещам, они превращаются в свою противоположность. Искусство, созданное для “избранных”, и идейный противник капитализма становятся частью давно пресытившегося современного мира.
4, из серии «Золотой Маркс», 2018
Моби Дик, напротив, становится абстракцией, тем самым “чёрным квадратом”, смысл которого невозможно постичь без деятельности воображения. Что хотел сказать автор этим многозначительным названием “Моби Дик”? Эксплуатируя ещё одну важную тенденцию современного искусства, художник подчёркивает сходство многих арт-объектов и искажает его. Развивая вариации на тему белого кита, Кристоф М. Беднарски осознанно уходит от первоисточника: витиеватая форма становится самоцелью. За изящным металлическим каркасом скрывается та глубина, что рождается в глазах смотрящего.
5, Моби Дик, 1997
Работы художника универсальны и индивидуальны. Они будут интересны тем, кому только предстоит знакомство с миром современного искусства, – оба цикла отлично передают основные художественные формы наших дней. Те же, кто устал наблюдать за творчеством, задыхающимся под натиском правил арт-пространств, почувствуют свежесть, прорывающуюся сквозь тяготу самоповторений.