От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025
    Совиный дуумвират на Интеллектуальных играх "Студии Довженко"
    11 ноября 2025
    "Как Тарантино Пашке завидовал". По мотивам рассказов Павла Селукова.
    11 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    17 октября 2025 19:01

    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина

    В Музее А. С. Пушкина на Пречистенке открылась масштабная выставка «Вселенная художников Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина», приуроченная сразу к двум юбилеям — 125-летию Мавриной и 135-летию Кузьмина.

    Фото: pushkinmuseum.ru
    Фото: pushkinmuseum.ru

    Когда обычные иллюстрации к Онегину превращаются в лёгкие наброски «на полях» — возникает ощущение, что художник писал их одновременно с поэтом. Именно эта живость и непосредственность — ключевые идеи выставки Мавриной и Кузьмина, где вся пушкинская вселенная предстает без прикрас и ретуши.

    «Рисовать без поправок» как художественный лозунг

    Художники Маврина и Кузьмин, участники объединения «Группа 13», исповедовали принцип спонтанности в работе: «рисовать без поправок, без ретуши», стремясь передать непосредственное впечатление.

    На выставке особенно заметны его листы к «Евгению Онегину» — лёгкие, словно "на полях" рукописи, с едва заметными черточками и штрихами.

    Николай Кузьмин особенно ценил в рисунке импульс и движение. Работая над иллюстрациями к «Евгению Онегину» для издательства Academia, он писал, что стремился работать «в темпе пушкинских стихов, без карандашного контура». Его образы — стремительные, полупрозрачные, словно выполненные на одном дыхании.


    Фото: pushkinmuseum.ru

    Татьяна Маврина — от Матисса до сказочной Москвы

    Если Кузьмин — поэт линии, то Маврина — художница цвета и света. Её творчество простирается от ярких экспериментов 1930-х годов, вдохновлённых Матиссом и Ван Гогом, до узнаваемой «мавринской» манеры с добрыми сказочными образами, которые знают поколения читателей.

    Однако в этой выставке Маврина предстаёт иначе — не только как иллюстратор, но и как живописец, философ, наблюдатель жизни. В залах представлены её ранние портреты, натюрморты, акварели и гуаши времён войны. Художница ходила по Москве, делая наброски прямо на улице, порой — «вслепую», ведя карандаш по картонке в кармане пальто, а затем дорабатывая их дома.

    Здесь же показаны пейзажи 1960-1970-х годов — провинциальные дворики, церкви Ростова Великого, Сергиева Посада, Переславля-Залесского. Эти работы — словно дневники путешествий по стране, где каждый штрих хранит дыхание времени.

    Неизвестные страницы и редкие находки

    Кураторы собрали более сотни произведений из фондов Музея Пушкина и частных коллекций. Многие из них показываются впервые. Среди редкостей — акварели Мавриной к «Чреву Парижа» Золя, «Крошке Цахесу» Гофмана и «Богам жаждущим» Франса. Это особая часть выставки — свидетельство её любви к мировой литературе и умения видеть в тексте живописный образ.

    Для Мавриной и Кузьмина Пушкин был не просто сюжетом — он стал языком, на котором они разговаривали с миром. Их иллюстрации не поясняют текст, а продолжают его, превращая слово в движение кисти.

    Диалог двух художников

    Маврина и Кузьмин прожили вместе почти полвека. Их творчество — это постоянный разговор, иногда спор, но всегда — взаимное вдохновение. Кузьмин учил видеть простоту и темп, Маврина отвечала цветом и внутренней музыкой.

    Выставка выстраивает этот диалог буквально: в залах картины и графика соседствуют, отражая и дополняя друг друга.

    Почему стоит пойти

    Эта экспозиция — не только о прошлом. Она напоминает, что искусство не обязано быть безупречным, чтобы быть живым. В каждом штрихе, в каждом «неидеальном» мазке — дыхание художника, его радость и свобода.

    Для зрителя это возможность увидеть Пушкина глазами тех, кто умел видеть мир «без поправок и без ретуши».

    Практическая информация

    • Место: Государственный музей А. С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, 12/2

    • Выставка работает: до 1 февраля 2026 года

    • Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг — до 21:00

    • Подробнее: pushkinmuseum.ru

    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    Ирина Дмитриева: "Особенно "заряжает" то, что зритель находится в соучастии"
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть