Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.
17 апреля 2024
Проект "Открытая репетиция". "Гамлет" на малой сцене Театра на Таганке.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Доме И.С. Остроухова в Трубниках открылась выставка "Венедикт Ерофеев — "Москва — Петушки" — художник Кирилл Мамонов"

Выставочный проект ГМИРЛИ имени В.И. Даля приурочен к сразу к двум юбилеям: писателя и его главного произведения

Фото: ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Фото: ГМИРЛИ имени В.И. Даля

24 октября 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Васильевича Ерофеева, а осенью 2019 года исполняется 50 лет его главному произведению — поэме "Москва – Петушки". Поэма "Москва – Петушки", ставшая сенсацией в 1973 году, сейчас является современной классикой. До сих пор вокруг этого произведения разгораются споры: одни говорят, что поэма гениальна, другие считают её безобразной.

На вопрос "О чем эта поэма?" невнимательные читатели ответят: "Поэма о том, что едет алкаш в электричке". Евгений Лесин в статье "И немедленно выпил…", которая представлена на выставке, комментирует это клише так: "Интересно, почему все, абсолютно все, для кого "Петушки" — это "алкаш, едущий в электричке", так уверены, что могут написать то же самое. Или почти то же самое. Мне ответить им нечего, а вот Ерофеев говорил так: "Умру, но никогда не пойму этих скотов". Поэма нравилась и своему автору, Ерофеев в одном из интервью признавался: "…из написанного больше всего мне нравится "Москва – Петушки". Читаю и смеюсь, как дитя. Сегодня, пожалуй, так написать не смог бы. Тогда на меня нахлынуло. Я писал эту повесть пять недель".


Фото: ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Поэме посвящены десятки научных работ и диссертаций, и все исследователи единогласно признают, что Ерофеев — "образованный, тонко чувствующий, одаренный в языковом отношении писатель", сумевший передать дух своего времени, точно и ярко изобразить реальность, мелькающую за окнами электрички. На выставке можно не только почитать и вспомнить первые главы поэмы, но и послушать их в исполнении самого автора. Однако есть риск задержаться — голос Ерофеева завораживает, его хочется слушать и слушать, совсем теряешь счёт времени.


Фото: ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Поэма "Москва – Петушки" была издана по всему миру. На выставке можно увидеть издания поэмы на французском, немецком, польском, чешском и английском языках. В зале установлен небольшой экран, на котором воспроизводятся кадры бегущих по направлению "Москва – Петушки" электричек. Кажется, в одной из них даже промелькнул герой поэмы. Также в Доме И. С. Остроухова в Трубниках представлены графические и живописные работы, выполненные в 2013–2019 годах по мотивам поэмы художником Кириллом Серафимовичем Мамоновым. Эти произведения — метафора той эпохи, в которой жил Ерофеев.


Фото: ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Здесь представлены коллажи, портрет писателя, листы с записями из дневников Ерофеева, иллюстрации к поэме. Яркие работы, посвященные Венечке и "Москве – Петушкам", чередуются с мрачной серией рисунков "Соловки". Кириллу Мамонову удалось передать сумбурность и, в то же время, самобытность поэмы, поместив её обитателей в рамки художественных работ. Художник не только прочувствовал настроение "Петушков", точно его передал, но и "сочинил свой театр, со своим реквизитом, где узкий коридор коммуналки с вертикально выросшей ржавой рельсой, тусклая лампочка под потолком, и кажется, что эта лампочка — единственный источник света над Россией. И дом, как раёк, за-над крышей которого гуляет замоскворецкая шпана. Всё — декорация, но и всё — жизнь" (Юрий Норштейн).


Фото: пресс-служба ГМИРЛИ имени В.И. Даля

 Выставка будет работать до 5 мая 2019 года.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Игорь Неведров: "Артист, когда чувствует, что свободен, играет лучше".
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть