Ваш художественный альбом включает работы, вдохновленные африканской и еврейской культурой, а также цикл «Исход». Почему именно эти темы стали центральными для проекта? Что их объединяет для вас лично?
Когда я и моя команда начали думать о названии книги, в которой бы сосуществовали эти три темы (работа над ними заняла долгие годы, потому что там множество событий и деталей), мы так и не смогли их объединить одним названием, потому что это три разных мира, но объединяет их моя любовь и интерес. Расскажу чуть подробнее:
Темой Африки я занимаюсь давно, возможно, это зрело во мне с детских лет, когда мама читала африканские сказки. Приехав в Уганду, я получил новые живые впечатления, записал там альбом с Угандийскими певицами: музыка и природа сильно подействовали на меня. Африка дает много эмоций и определенного настроения, вернувшись в Москву я продолжил развивать эту тему. Должен отметить, что те цвета, которые я увидел в Африке, мне "не пригодились" (я не пользуюсь ими), я начал разрабатывать новую палитру, где вместо желтого стал применять сиренево-зеленые тона.
Проект «Евреи. Страны. Города.» родился в 2017 году после поездки в Венецию, там я многое открыл для себя, мне кажется, я разгадал несколько культурных кодов. У меня появились зрители в разных частях земного шара и все больше эта тема волновала и затягивала меня. Основная задача, которую я решал, - любыми способами избежать в сюжетах картин местечковости и, по-моему, у меня это получилось.
Когда началась пандемия. я увидел открытую Библию на первой странице книги Исход, и с тех пор эта глобальная тема занимает меня. Я нарисовал 16-метровую работу по Исходу и сделал два мультипликационных фильма. Кажется, я сделал даже больше, чем планировал, но эти темы не дают мне покоя, появляются новые идеи, новые материалы и микро- сюжеты.
Три года — немалый срок. Как именно «исход» влиял на ваше творчество и мировоззрение в этот период?
Мое понимание этой темы сильно изменилось после того, как ирландская поэтесса Mary Arnal написала цикл стихов на мой цикл работ. Она увидела в моих картинах совершенно небиблейскую историю. Исход — то, в в чем мы живем и что происходит в мире сегодня. Она рассказала историю ирландского народа, когда люди уезжали от голода на утлых суденышках, уплывали в Америку, Канаду, Австралию. позже я видел кадры из Армении, когда старики на подводах, запряженных волами, уезжают, покидая свои дома. Сама жизнь подсказывала движение моих героев в традиционных сюжетах («манна небесная», «поклонение золотому тельцу», «переход народа через Чермное море» и тд).
Расскажите о концепции альбома: почему вы решили объединить живопись и музыку через QR-коды? Что для вас важнее в этом симбиозе — чтобы музыка дополняла картины, или чтобы картины визуализировали музыку?
Для меня большим счастьем было объединить два медиума, в которых я работаю. Использование QR-кода -- это возможность дать почувствовать зрителям , как музыка может дополнять картины и как картины визуализируют музыку. Если говорить о последовательности художественной работы в этих сферах, можно сказать, что бывает, что одна картина дает повод написать музыку к ней, а с какой-то работой наоборот, слушая музыку, я могу написать картину.
Как анимация дополняет художественные полотна? Это буквальная иллюстрация или самостоятельное высказывание?
Мне кажется, что это самостоятельное высказывание, потому что сценарист и режиссер из сотен картин выбирает определенные смысловые работы, таким образом рождается новый цельный формат. Это не касается всех проектов: иногда упрощенная мультипликация помогает в концертных условиях иллюстрировать сложные пьесы, все делается в реальном времени, и каждый раз создаётся новое настроение и ощущение от сочетания картинки и музыки.
Ваше творчество вышло за рамки джаза, объединяя музыку разных культур. Что для вас является точкой соприкосновения между, например, индийскими пьесами, древними русскими распевами и самурайскими мотивами? Вы ищете между ними генетическое родство или, наоборот, сознательно сталкиваете их, чтобы родилась новая, третья энергия?
Такое столкновение фольклоров получилось на альбоме «Песни озера Виктория и русских равнин», на других пластинках я скорее использую прием неожиданности, когда русская народная музыка внезапно для слушателя вдруг перемежается другим культурным слоем: русский — индийским, индийский — арабским, арабский — классической музыкой. Точкой соприкосновения является изучение других культур и поиск в них интересной мотивности в качестве строительного материала. Я ищу сначала сходства, а потом то, что отличает каждую культуру, а именно метр, ритм, гармония и ладовые структуры. Чтобы получать третью энергию (пользуясь термином вопроса), недостаточно дозировать разные культуры, нужно жить среди этого народа, непосредственно изучая его традиции.
Много лет пения в церковном хоре — это для вас духовная практика, источник уникального музыкального материала или и то, и другое? Как знаменные распевы и хоровая традиция находят свое место в ваших джазовых и этнических экспериментах?
Скорее это источник музыкального материала: сначала долго поешь в церковном хоре, потом эти знания пытаешься применить в совершенно другом жанре. На разных пластинках есть хоровые миниатюры, и это очень интересный эксперимент: беря за основу традиционную церковную русскую музыку, многое можно придумать и это звучит современно.
Проект «Прогулки с Мусоргским», где джаз-бэнд и симфонический оркестр импровизировали на тему «Картинок с выставки», вызвал фурор в профессиональной среде. Что вас привлекает в диалоге с русскими классиками?
Я начал заниматься музыкой, когда мне было 5 лет, и вся музыка, которую я слышал в тот момент, была классической, потому что мама преподавала в музыкальной школе и прослушивание музыки было её главным интересом. Позже, когда я познакомился с музыкой Мусоргского и его выдающимся циклом «Картинки с выставки», я захотел сделать интерпретацию этой музыки, потому что на мой взгляд она очень подходит для джазового музицирования , но боялся трогать великого композитора. Меня спас один случай: на наш концерт пришел профессор Московской Консерватории. После концерта он вбежал в гримерку и сказал, чтобы мы занимались этим проектом, потому что он совершенно потрясен тем, что музыку Мусоргского можно продолжить и развить.
Меня привлекает великая музыка русских композиторов выразительностью тем и форм , она глобально широка и учит понимать мир, каждый раз открывая что-то новое, непонятное сразу после первого прослушивания. Каждая пьеса, входящая в цикл «Картинки с выставки", обладает поистине магической силой, образы как живые ведут диалог со слушателем и каждый раз хочется их по-разному интерпретировать, сегодня — баба яга, а завтра — фея-волшебница.
В проекте Art Splash вы соединяете этническую музыку с электроникой и фрагментами произведений Прокофьева, Мусоргского и других композиторов. Какой принцип лежит в основе этого смелого сплава? Что рождается в этом столкновении разных эпох и стилей?
В этих трех направления я ищу общие черты, и моя художественная задача как композитора — сделать это изысканно и тонко.
Сегодня быть «вне формата» — это сознательная аскеза или, наоборот, единственно возможная форма художественной свободы?
Я существую как композитор и музыкант «вне формата» уже многие годы, потому что только такой подход дает возможность заниматься поиском своего пути и идентичности.
О вас пишут как об артисте, верного подлинному творчеству и сторонящегося коммерческого искусства. А что для вас является мерилом подлинного искусства в современном мире?
Должен признаться, что до сих пор я не расшифровал слово "искусство" и только пытаюсь это сделать. Сейчас лично для меня подлинное искусство — это когда после увиденного или прослушанного я ощущаю большую радость.
Интересно, имея такой богатый творческий и жизненный опыт, разве ещё не обрели понимание природы вещей?
В ответ на ваш вопрос мне вспоминается прекрасное высказывание одного великого художника: «Всё, что я сделал до 70 — не считается, только в 73 я почти понял устроение природы, животных, трав, птиц, рыб и насекомых. Надеюсь, к 80 годам я сделаю ещё один шаг вперед, к 90 проникну в тайну вещей, а уж к 100 непременно достигну совершенства…»
Это интервью — лишь набросок к портрету сложной и динамичной творческой системы. Главные ответы, как всегда, будут даны не в словах, а в самих работах Александра — в его звучащих полотнах и визуальной музыке.