От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025
    Совиный дуумвират на Интеллектуальных играх "Студии Довженко"
    11 ноября 2025
    "Как Тарантино Пашке завидовал". По мотивам рассказов Павла Селукова.
    11 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    Алекс Ростоцкий: «Исход как метод. О том, как выйти за рамки жанра, культуры и самого себя»

    Александр Ростоцкий
    Александр Ростоцкий

    В прошедшее воскресенье состоялась презентация художественного альбома Алекса Ростоцкого в Клубе Алексея Козлова. Мы поговорили с Алексом и попытались воссоздать картографии творческого сознания художника, для которого мир — это единый текст, а музыка, живопись и слово — разные языки для его прочтения.

    Ваш художественный альбом включает работы, вдохновленные африканской и еврейской культурой, а также цикл «Исход». Почему именно эти темы стали центральными для проекта? Что их объединяет для вас лично?

    Когда я и моя команда начали думать о названии книги, в которой бы сосуществовали эти три темы (работа над ними заняла долгие годы, потому что там множество событий и деталей), мы так и не смогли их объединить одним названием, потому что это три разных мира, но объединяет их моя любовь и интерес. Расскажу чуть подробнее:

    Темой Африки я занимаюсь давно, возможно, это зрело во мне с детских лет, когда мама читала африканские сказки. Приехав в Уганду, я получил новые живые впечатления, записал там альбом с  Угандийскими певицами: музыка и природа сильно подействовали на меня. Африка дает много эмоций и определенного настроения, вернувшись в Москву я продолжил развивать эту тему. Должен отметить, что те цвета, которые я увидел в Африке, мне "не пригодились" (я не пользуюсь ими), я начал разрабатывать новую палитру, где вместо желтого стал применять сиренево-зеленые тона.

    Проект «Евреи. Страны. Города.» родился в 2017 году после поездки в Венецию, там я многое открыл для себя, мне кажется, я разгадал несколько культурных кодов. У меня появились зрители в разных частях земного шара и все больше эта тема волновала и затягивала меня. Основная задача, которую я решал, - любыми способами избежать в сюжетах картин местечковости и, по-моему, у меня это получилось.

    Когда началась пандемия. я увидел открытую Библию на первой странице книги Исход, и с тех пор эта глобальная тема занимает меня. Я нарисовал 16-метровую работу по Исходу и сделал два мультипликационных фильма.  Кажется, я сделал даже больше, чем планировал, но эти темы не дают мне покоя, появляются новые идеи, новые материалы и микро- сюжеты.

    Три года — немалый срок.  Как именно «исход» влиял на ваше творчество и мировоззрение в этот период?

    Мое понимание этой темы сильно изменилось после того, как ирландская поэтесса Mary Arnal написала цикл стихов на мой цикл работ. Она увидела в моих картинах совершенно небиблейскую историю. Исход — то, в в чем мы живем и что происходит в мире сегодня. Она рассказала историю ирландского народа, когда люди уезжали от голода на утлых суденышках, уплывали в Америку, Канаду, Австралию. позже я видел кадры из Армении, когда старики на подводах, запряженных волами, уезжают, покидая свои дома.  Сама жизнь подсказывала движение моих героев в традиционных сюжетах («манна небесная», «поклонение золотому тельцу», «переход народа через Чермное море» и тд).

     Расскажите о концепции альбома: почему вы решили объединить живопись и музыку через QR-коды? Что для вас важнее в этом симбиозе — чтобы музыка дополняла картины, или чтобы картины визуализировали музыку?

    Для меня большим счастьем  было объединить два медиума, в которых я работаю. Использование QR-кода -- это возможность дать почувствовать зрителям , как музыка может дополнять картины и как картины визуализируют музыку. Если говорить о последовательности художественной работы в этих сферах, можно сказать, что бывает, что одна картина дает повод написать музыку к ней, а с какой-то работой наоборот, слушая музыку, я могу написать картину.

    Как анимация дополняет художественные полотна? Это буквальная иллюстрация или самостоятельное высказывание?

    Мне кажется, что это самостоятельное высказывание, потому что сценарист и режиссер из сотен картин выбирает определенные смысловые работы, таким образом рождается новый цельный формат. Это не касается всех проектов: иногда упрощенная мультипликация помогает в концертных условиях иллюстрировать сложные пьесы, все делается  в реальном времени, и каждый раз создаётся новое  настроение и ощущение от сочетания картинки и музыки.

    Ваше творчество вышло за рамки джаза, объединяя музыку разных культур. Что для вас является точкой соприкосновения между, например, индийскими пьесами, древними русскими распевами и самурайскими мотивами? Вы ищете между ними генетическое родство или, наоборот, сознательно сталкиваете их, чтобы родилась новая, третья энергия?

    Такое столкновение фольклоров получилось на альбоме «Песни озера Виктория и русских равнин», на других пластинках я скорее использую прием неожиданности, когда русская народная музыка внезапно для слушателя вдруг перемежается другим культурным слоем: русский — индийским, индийский — арабским, арабский — классической музыкой. Точкой соприкосновения является изучение других культур и поиск в них интересной мотивности в качестве строительного материала. Я ищу сначала сходства, а потом то, что отличает каждую культуру, а именно метр, ритм, гармония и ладовые структуры. Чтобы получать третью энергию (пользуясь термином вопроса), недостаточно дозировать разные культуры, нужно жить среди этого народа, непосредственно изучая его традиции.

    Много лет пения в церковном хоре — это для вас духовная практика, источник уникального музыкального материала или и то, и другое? Как знаменные распевы и хоровая традиция находят свое место в ваших джазовых и этнических экспериментах?

    Скорее это источник музыкального материала: сначала долго поешь в церковном хоре, потом эти знания пытаешься применить в совершенно другом жанре. На разных пластинках есть хоровые миниатюры, и это очень интересный эксперимент: беря за основу традиционную церковную русскую музыку, многое можно придумать и это звучит современно.

    Проект «Прогулки с Мусоргским», где джаз-бэнд и симфонический оркестр импровизировали на тему «Картинок с выставки», вызвал фурор в профессиональной среде. Что вас привлекает в диалоге с русскими классиками?

    Я начал заниматься музыкой, когда мне было 5 лет, и вся музыка, которую я слышал в тот момент, была классической, потому что мама преподавала в музыкальной школе и прослушивание музыки  было её главным интересом. Позже, когда я познакомился с музыкой Мусоргского и его выдающимся циклом «Картинки с выставки», я захотел сделать интерпретацию этой музыки, потому что на мой взгляд она очень подходит для джазового  музицирования , но боялся трогать великого композитора. Меня спас один случай: на наш концерт пришел профессор Московской Консерватории. После концерта он вбежал в  гримерку  и сказал, чтобы мы занимались этим проектом, потому что  он совершенно потрясен тем, что музыку Мусоргского  можно продолжить и развить.

    Меня привлекает великая музыка русских композиторов выразительностью тем и форм , она глобально широка и учит понимать мир, каждый раз открывая что-то новое, непонятное сразу после первого прослушивания.  Каждая пьеса, входящая в цикл «Картинки с выставки", обладает поистине магической силой, образы как живые ведут диалог со слушателем и каждый раз хочется их по-разному интерпретировать, сегодня — баба яга, а завтра — фея-волшебница.

    В проекте Art Splash вы соединяете этническую музыку с электроникой и фрагментами произведений Прокофьева, Мусоргского и других композиторов. Какой принцип лежит в основе этого смелого сплава? Что рождается в этом столкновении разных эпох и стилей?

    В этих трех направления я ищу общие черты, и моя художественная задача как композитора — сделать это изысканно и тонко.

    Сегодня быть «вне формата» — это сознательная аскеза или, наоборот, единственно возможная форма художественной свободы?

    Я существую как композитор и музыкант «вне формата» уже многие годы,  потому что только такой подход дает возможность заниматься поиском своего пути и идентичности.

    О вас пишут как об артисте, верного подлинному творчеству и сторонящегося коммерческого искусства. А что для вас является мерилом подлинного искусства в современном мире?

    Должен признаться, что до сих пор я не расшифровал слово "искусство" и только пытаюсь это сделать. Сейчас лично для меня подлинное искусство — это когда после увиденного или прослушанного я ощущаю большую радость.

    Интересно,  имея такой богатый творческий и жизненный опыт, разве ещё не обрели понимание природы вещей?

    В ответ на ваш вопрос мне вспоминается прекрасное высказывание одного великого художника: «Всё, что я сделал до 70 — не считается, только в 73 я почти понял устроение природы, животных, трав, птиц, рыб и насекомых. Надеюсь, к 80 годам я сделаю ещё один шаг вперед, к 90 проникну в тайну вещей, а уж к 100 непременно достигну совершенства…»

    Это интервью — лишь набросок к портрету сложной и динамичной творческой системы. Главные ответы, как всегда, будут даны не в словах, а в самих работах Александра — в его звучащих полотнах и визуальной музыке.

    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    Ирина Дмитриева: "Особенно "заряжает" то, что зритель находится в соучастии"
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть