От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025
    Совиный дуумвират на Интеллектуальных играх "Студии Довженко"
    11 ноября 2025
    "Как Тарантино Пашке завидовал". По мотивам рассказов Павла Селукова.
    11 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    17 октября 2025 0:51

    Костёр. Реинкарнация и...баскетбол

    Гастроли Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

    Все фото: Елена Лапина.
    Все фото: Елена Лапина.

    Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь представил оперу "Орлеанская дева" (12+) П.И. Чайковского на Новой сцене Большого театра России. Гастроли белорусского коллектива прошли в рамках X Фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку", украсив масштабным сценическим полотном фестивальную афишу. Минчане привезли серьёзную работу в стиле гранд-оперы, где французская Святая в прочтении режиссёра Георгия Исаакяна предстала нашей современницей в сочинённых событиях спектакля. Сложная 3-х актная опера продемонстрировала высокий исполнительский уровень всей труппы.

    Юбилейный X Фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку" проходит на площадках всех музыкальных театров Москвы с сентября по декабрь 2025 года. Инициатор форума - Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

    Особым событием на полях театрального смотра стал приезд Большого театра Беларуси с амбициозной заявкой на нечасто исполняемую оперу Чайковского, гениальная партитура которой требует огромного мастерства солистов, хора и оркестра, и также с намерением удивить искушённого зрителя историей, далёкой от сегодняшнего дня.

    Поднять эту махину смогли объединённые творческие силы, коллегиальная команда, выпустившая премьеру "Орлеанской" в июне 2025-го в Год Чайковского в Большом театре Беларуси: дирижёр-постановщик - н. а. Республики Башкортостан Артём Макаров; режиссёр-постановщик н. а. РФ, лауреат Государственных премий РФ Георгий Исаакян; хормейстер-постановщик - н. а. Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович; художник-постановщик - Алексей Трегубов; художник по свету - з. р. культуры РФ Ирина Вторникова; художник по компьютерной графике и видеоряду - Арина Шлыкова; хореограф пластических номеров - Анастасия Голешева.

    Всматривание создателей спектакля в почти 150-летнюю оперу через призму современности повлекло за собой идею постановки - встраивание дополнительного сюжета в оригинальное либретто, написанное самим композитором по одноименной трагедии Фридриха Шиллера в переводе Василия Жуковского с использованием мотивов драмы Жюля Барбье "Жанна д’Арк". Повествование с отсылом к историзму, но с большой долей шиллеровского романтизма позволило раскрутить Георгию Исаакяну параллельный сюжет также с сильным любовным акцентом.

    Содержание оперы в программке начинается с событий спектакля. Они вводят в курс дела:

    "В современном французском городке - месте рождения Жанны д’Арк - происходят празднества в честь Святой. Горожане собираются в кафедральном соборе, чтобы посмотреть мистерию о житии Иоанны..". 

    Режиссёр пошёл по пути смелого возведения смыслового перпендикуляра в существующий оригинальный материал оперы. Такой радикальный метод, благодаря бережному отношению к Чайковскому, всё же не пошатнул драматургию трёх актов, не перешёл опасную границу, а априори усилил общее напряжение сквозного развития, и, ожидаемо, заинтересовал зрителя.

    Обычная девушка Жанна настолько погружается в историю подвига средневековой девы, что становится её реинкарнацией. Отсюда возникает странное поведение Жанны, приводящее в замешательство толпу. Для девушки становится важным понять и пропустить через себя жизненный путь героини Столетней войны.

    Коллизии придуманного сюжета накладываются на музыкально-литературную канву Чайковского, переплетаясь в узловых моментах развития. В массовых мизансценах работает эффект театра в театре.

    Внушительные декорации аскетичного пространства готического собора уходят под колоссники. Горожане-зрители мистерии (хор), как это часто бывает в жизни, опаздывают на представление, где на сцене артисты, переодетые Иоанной д’Арк, её отцом Тибо, старым крестьянином Бертраном уже начали действо. Иоанну в театральных представлениях бессловесно играет Диана Хрищанович.

    Жанна, по окончании мистерии выйдя из собора, долго блуждает по городку, потрясённая увиденным. Её преследуют видения, в голове слышатся голоса. Движущаяся компьютерная графика служит декорацией современным событиям спектакля.

    Постепенно игра двух миров затягивает зрителя. Хотя всё происходит, как бы, в сегодняшнем дне, который изображается узнаваемыми деталями из нашей жизни: комната Жанны, спортзал, дерущиеся подростки, палата больницы. Любовная линия Жанны и парня Лионеля, который её защищает от насмешек, вполне современна. Очень точно Жанна попала баскетбольным мячом в корзину, публика тут же зааплодировала Дарье Горожанко.

    Исполнительница ролей Иоанны д’Арк/Жанны певица Дарья Горожанко, обладательница густого сопрано, прекрасно справилась с вокальными задачами титульной партии с широким диапазоном. Голос звучал выразительно, наполнялся драматизмом, играл красками. Образ девушки, поглощённой навязчивыми идеями, теряющей сознание от ужасных предчувствий, был передан артисткой полно и убедительно. Она была центром притяжения спектакля.

    Станислав Трифонов (Тибо, отец Иоанны) пел и играл, соответствуя своему герою, с душевной силой и темпераментом. Кирилл Панфилов (Лионель, бургундский рыцарь) - фактурный красавец, почему и влюбилась в него Иоанна, наполнил образ естественной привлекательностью, пение - выразительностью.

    Дмитрий Шабетя (Король Карл VII), Анастасия Москвина (Агнеса Сорель), Владимир Громов (Дюнуа, французский рыцарь), Андрей Валентий (Архиепископ) исполняли сольные и ансамблевые номера, не всегда лёгкие для пения.

    Марта Данусевич (Голос ангела) и Детская оперная студия (голоса детей) Детского музыкального театра им. Н. Сац пели с верхних балконов зрительного зала.

    Три с половиной часа гениальной музыки очень качественно исполнил оркестр. В том заслуга маэстро Артёма Макарова, который добился разнообразия динамики, масштабных кульминаций и филигранной тонкости аккомпанирующих эпизодов. Соло на флейте - Диана Гонтаренко, на валторне - Виталий Карабухин, на арфе - Вероника Грабовская. Прослушанно и выразительно вели подголосочную полифонию деревянные духовые: Иван Филиппов (гобой), Валентин Семеленов (кларнет), Виктор Шматков (фагот). 

    Финальный костёр с заволакивающим сцену дымом сделал своё эмоциональное дело на все сто. Публика схватилась за сердце.

     

     

    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    Ирина Дмитриева: "Особенно "заряжает" то, что зритель находится в соучастии"
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть