Юбилейный X Фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку" проходит на площадках всех музыкальных театров Москвы с сентября по декабрь 2025 года. Инициатор форума - Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Особым событием на полях театрального смотра стал приезд Большого театра Беларуси с амбициозной заявкой на нечасто исполняемую оперу Чайковского, гениальная партитура которой требует огромного мастерства солистов, хора и оркестра, и также с намерением удивить искушённого зрителя историей, далёкой от сегодняшнего дня.
Поднять эту махину смогли объединённые творческие силы, коллегиальная команда, выпустившая премьеру "Орлеанской" в июне 2025-го в Год Чайковского в Большом театре Беларуси: дирижёр-постановщик - н. а. Республики Башкортостан Артём Макаров; режиссёр-постановщик н. а. РФ, лауреат Государственных премий РФ Георгий Исаакян; хормейстер-постановщик - н. а. Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович; художник-постановщик - Алексей Трегубов; художник по свету - з. р. культуры РФ Ирина Вторникова; художник по компьютерной графике и видеоряду - Арина Шлыкова; хореограф пластических номеров - Анастасия Голешева.
Всматривание создателей спектакля в почти 150-летнюю оперу через призму современности повлекло за собой идею постановки - встраивание дополнительного сюжета в оригинальное либретто, написанное самим композитором по одноименной трагедии Фридриха Шиллера в переводе Василия Жуковского с использованием мотивов драмы Жюля Барбье "Жанна д’Арк". Повествование с отсылом к историзму, но с большой долей шиллеровского романтизма позволило раскрутить Георгию Исаакяну параллельный сюжет также с сильным любовным акцентом.
Содержание оперы в программке начинается с событий спектакля. Они вводят в курс дела:
"В современном французском городке - месте рождения Жанны д’Арк - происходят празднества в честь Святой. Горожане собираются в кафедральном соборе, чтобы посмотреть мистерию о житии Иоанны..".
Режиссёр пошёл по пути смелого возведения смыслового перпендикуляра в существующий оригинальный материал оперы. Такой радикальный метод, благодаря бережному отношению к Чайковскому, всё же не пошатнул драматургию трёх актов, не перешёл опасную границу, а априори усилил общее напряжение сквозного развития, и, ожидаемо, заинтересовал зрителя.

Обычная девушка Жанна настолько погружается в историю подвига средневековой девы, что становится её реинкарнацией. Отсюда возникает странное поведение Жанны, приводящее в замешательство толпу. Для девушки становится важным понять и пропустить через себя жизненный путь героини Столетней войны.
Коллизии придуманного сюжета накладываются на музыкально-литературную канву Чайковского, переплетаясь в узловых моментах развития. В массовых мизансценах работает эффект театра в театре.
Внушительные декорации аскетичного пространства готического собора уходят под колоссники. Горожане-зрители мистерии (хор), как это часто бывает в жизни, опаздывают на представление, где на сцене артисты, переодетые Иоанной д’Арк, её отцом Тибо, старым крестьянином Бертраном уже начали действо. Иоанну в театральных представлениях бессловесно играет Диана Хрищанович.
Жанна, по окончании мистерии выйдя из собора, долго блуждает по городку, потрясённая увиденным. Её преследуют видения, в голове слышатся голоса. Движущаяся компьютерная графика служит декорацией современным событиям спектакля.

Постепенно игра двух миров затягивает зрителя. Хотя всё происходит, как бы, в сегодняшнем дне, который изображается узнаваемыми деталями из нашей жизни: комната Жанны, спортзал, дерущиеся подростки, палата больницы. Любовная линия Жанны и парня Лионеля, который её защищает от насмешек, вполне современна. Очень точно Жанна попала баскетбольным мячом в корзину, публика тут же зааплодировала Дарье Горожанко.
Исполнительница ролей Иоанны д’Арк/Жанны певица Дарья Горожанко, обладательница густого сопрано, прекрасно справилась с вокальными задачами титульной партии с широким диапазоном. Голос звучал выразительно, наполнялся драматизмом, играл красками. Образ девушки, поглощённой навязчивыми идеями, теряющей сознание от ужасных предчувствий, был передан артисткой полно и убедительно. Она была центром притяжения спектакля.

Станислав Трифонов (Тибо, отец Иоанны) пел и играл, соответствуя своему герою, с душевной силой и темпераментом. Кирилл Панфилов (Лионель, бургундский рыцарь) - фактурный красавец, почему и влюбилась в него Иоанна, наполнил образ естественной привлекательностью, пение - выразительностью.
Дмитрий Шабетя (Король Карл VII), Анастасия Москвина (Агнеса Сорель), Владимир Громов (Дюнуа, французский рыцарь), Андрей Валентий (Архиепископ) исполняли сольные и ансамблевые номера, не всегда лёгкие для пения.
Марта Данусевич (Голос ангела) и Детская оперная студия (голоса детей) Детского музыкального театра им. Н. Сац пели с верхних балконов зрительного зала.
Три с половиной часа гениальной музыки очень качественно исполнил оркестр. В том заслуга маэстро Артёма Макарова, который добился разнообразия динамики, масштабных кульминаций и филигранной тонкости аккомпанирующих эпизодов. Соло на флейте - Диана Гонтаренко, на валторне - Виталий Карабухин, на арфе - Вероника Грабовская. Прослушанно и выразительно вели подголосочную полифонию деревянные духовые: Иван Филиппов (гобой), Валентин Семеленов (кларнет), Виктор Шматков (фагот).
Финальный костёр с заволакивающим сцену дымом сделал своё эмоциональное дело на все сто. Публика схватилась за сердце.