Фото: Харьковская филармония
По прошествии десятилетия со дня смерти, его имя золотыми буквами вписано в историю мирового искусства и также в историю борьбы за права человека и свободу совести. Ярчайшая звезда нашей вселенной, космополит и гуманист, бескорыстный альтруист с общечеловеческими ценностями. Многие страны мира почли за честь предложить ему свое гражданство, но он отказался.
Имя Ростроповича включено в число “Сорока бессмертных” – почетных членов Академии искусств Франции.
В младенчестве уложенный родителями спать в виолончельный футляр за неимением кроватки, вырос гениальным виолончелистом и стал выдающимся музыкантом. Он сыграл весь виолончельный репертуар, и сольный, и ансамблевый. Многогранность его личности формировалась под воздействием трех его кумиров – Прокофьева, Шостаковича, Бриттена, с которыми артиста связывала и личная дружба.
Оперный и симфонический дирижер, неутомимый пропагандист современной музыки, он вдохновил многих крупнейших композиторов XX в. на создание произведений. Около 60 композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу - Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Бернстайн, Лютославский, Пендерецкий, Б.Чайковский, Шнитке и Щедрин. Он был первым исполнителем 117 произведений для виолончели и продирижировал 70 оркестровых премьер.
Фото: Харьковская филармония
“Все, что я играю, я люблю до обморока,” – это его музыкантская сущность.
“Он жил музыкой и в музыке, все время изучал какие-то произведения, его комната был завалена партитурами, нотами, карандашами, – вспоминала дочь Ольга. – Папа был гений во всем: прекрасно играл на рояле, мог написать стихи, починить телевизор. У него была фотографическая память плюс потрясающая концентрация и математический ум, благодаря которому он находил какую-то схему, формулу, которая бы заставила его запомнить музыкальный текст, ведь все произведения он всегда играл наизусть, даже в ансамбле.”
Со своей женой, певицей Галиной Вишневской Мстислав Ростропович выступал в дуэте, аккомпанируя ей на рояле.
Он сыграл тысячи концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в королевских и президентских резиденциях. Красота звука, артистизм, стилистическая культура, вдохновенность, колоссальная сценическая энергетика и безупречное техническое мастерство. А ведь в десятилетнем возрасте будущий артист-виртуоз сломал правую "смычковую" руку, сросшуюся неправильно.
Фото: Polar Music Prize
На Всемирном конгрессе виолончелистов в 2005 в Японии в городе Коба впервые была исполнена “Гамлет-баллада” Родиона Щедрина для тысячи виолончелей. Играло 1066 виолончелистов. 1067-й виолончелист Мстислав Леопольдович стоял за дирижерским пультом. Масштаб этой уникальной личности был таков во всем.
“Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою голову не лили”. Он оказался в опале, и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность, за покровительство А. Солженицыну он и Г. Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М. Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий.
Он играл Баха в 1989 у разрушенной Берлинской стены, защищал Белый дом в Москве в августе 1991.
Многогранная деятельность выдающегося музыканта и не менее выдающегося общественного деятеля отмечена многочисленными премиями, почетными званиями и бесконечными наградами многих стран мира. В 1997 награжден Большим Русским Призом “Слава/Gloria”.
Свое 70-летие он отмечал не просто в Париже, а в Елисейском дворце; 75-летие - не просто в Лондоне, а во дворце Букингемском. 80-летие легендарного маэстро состоялось в Московском Кремле.
Владимир Путин вручил Мстиславу Ростроповичу орден “За заслуги перед Отечеством” I степени. Министр иностранных дел Сергей Лавров напомнил о том, что среди многочисленных миссий у Мстислава Ростроповича есть еще и миссия “посла доброй воли ЮНЕСКО”. И от лица дирекции ЮНЕСКО вручил юбиляру “Золотую медаль Моцарта”.
Фото: ClassicalMusicNews.RuДа, его почитали короли и главы государств и любили миллионы людей во всех уголках земли. Его 90-летие будет отмечать вся планета.
“Я более всего в его искусстве ценю напряженную беспокойную мысль, его высочайшую духовную культуру… Этот разносторонний и всегда вдохновенный музыкант – большой и глубокий художник… Я приравниваю труд Ростроповича к самому высокому созиданию, к труду выдающегося ученого, или изобретателя, или поэта”. Д. Шостакович о М. Ростроповиче
В день рождения Мстислава Ростроповича в Большом зале Московской консерватории откроется VIII Международный фестиваль его имени. Впервые с 1993 года в программе выступления Вашингтонского Национального симфонического оркестра (США), которым Мстислав Ростропович руководил более 17 лет. Именно с NSO в начале 90-х Маэстро триумфально вернулся в Россию с вошедшими в историю концертами на Красной площади и в Большом зале консерватории.
14 февраля 1990 года я не попала на концерт в БЗК. Был сумасшедший аншлаг. Не смогла поймать и лишний билет. В тот вечер Ростропович играл виолончельный концерт Дворжака и дирижировал Симфонию n 5 Прокофьева с Вашингтонским Национальным. После своего изгнания блестящий триумфатор давал первые концерты в России. Прошло уже минут пятнадцать концерта, а мы, кучка невезучих, все не расходились в диком возбуждении. Вдруг из дверей вышел респектабельный мужчина, из посольских. Он двигался к нам. До сих пор я не знаю, почему из всех стоявших он выбрал меня и дал мне билет, не взяв денег. Сидя в пятом ряду партера, я упивалась счастьем. Я касалась звездной мантии Грандиозного Маэстро Славы!