И вот когда отчаяние совсем близко, герой встречает своего армейского товарища Шарля Форестье (Станислав Федорчук), который берётся помочь бедолаге, начав с преподавания жизненно важных уроков существования в столице. С этого момента и запускается страшный механизм, бур, который пробивая дорогу, искажается сам и разрушает всё на своём пути.
Cherchez la femme
Фото: Надя ПястоловаКак известно, спрос рождает предложение. Не успел Форестье снять с Жоржа куфию, а вместе с ней и не слишком грациозные манеры африканского воина, как тот стал предметом внимания светских дам, представительниц разных поколений, объединившихся в сложный терцет: Клотильды де Марель (Наталия Калашник), её подруги и жены Шарля Мадлены Форестье (Наталья Корецкая) и Виржини Вальтер (Ирина Морозова).
Фото: Надя Пястолова
В стройном ансамбле каждая из актрис показала образ и голос, наметив будущий характер своих героинь: живая Клотильда, самостоятельная Мадлена (даже в хорах её голос выделяется), целомудренная Виржини. Вот и спрос, толкнувший Дюруа на путь предложения, путь, с которого обычно не сходят. И завертела, закружила, захватила пестрота парижской жизни XIX века молодого искателя приключений. Но повезло ли ему?
О пестроте парижской жизни декораций
Приз за самое большое количество перевоплощений во время спектакля можно вручить... трём тахтам, которые успели побывать и лавками в "кабачках и притонах со скверной репутацией", и ложами в опочивальнях сильных мира сего (также местом встречи с "дьяволом" с забавными рожками, иронично символизирующими вдобавок супружескую неверность), и столами в редакции журнала "Правда Парижа", и двугорбым верблюдом из сна Клотильды де Марель, и даже, прости господи, алтарём за спиной Виржини Вальтер.
Фото: Надя ПястоловаМинимум элементов на сцене – максимум мобильности и комбинаций (сценография Миши Ленна). А за обилие цвета отвечает задник сцены, на который проецируются красочные картины Миши Ленна, выполненные в стиле импрессионизма, а также современные видеоролики, которые то живут своей жизнью, перетягивая одеяло зрительского внимания на себя, то создают второе дно волшебной сценической шкатулки, дополняя историю новыми смыслами и оттенками.
Фото: Надя Пястолова
Ужасающе из-за своей гротескной нелепости выглядела компьютерная игра позади алжирских воинов, о которых писала статью Мадлена. Их танец в чёрных масках в контексте нашего времени больше ассоциировался с террористическим захватом. Конечно, спектакль – сгусток острот, злободневной сатиры. Чего стоят ядреные плевки поэта (одного из самых фантасмагоричных персонажей) в лицо человечества, жизни, в Жоржа, наконец. Дюруа хотя бы закрывался Мопассаном, а кто защитит нас?
О музыке
А защитит нас, взяв под своё крыло, Виктор Лебедев – композитор, автор музыки к более ста кинофильмам (среди них "Небесные ласточки", "Гардемарины, вперёд!" и др.). Его музыка, такая знакомая, такая родная, особенно советской части зрительного зала, сглаживала углы, слегка облагораживала дикость нравов далёких французов, своей ясностью упрощала светский фарс парижан. А в антракте в разных уголках театра можно было услышать множество зрительских вариантов темы одного из хоров: "Почему, почему, почему не позабыть нам все дела?" Вот и новый шлягер.
Фото: Надя Пястолова
Свою юмористическую ноту в карикатурную симфонию спектакля внесли и журналисты Сен-Потен (Никита Заболотный) и Жак Риваль (Константин Иванов), мгновенно завоевав любовь публики. Ввод комической пары (вспомнить беглых монахов Варлаама и Мисаила из "Бориса Годунова", гудочников Скулу и Ерошку из "Князя Игоря", Чип и Дейла, на худой конец) – всегда яркий и запоминающийся ход, особенно когда так тонко проработаны образы (от костюмов до хореографии (балетмейстер Александр Мацко).
О безумном гении Мопассана
Сколько бы раз Дюруа или дю Руа ни швырял томик Мопассана на сцену, он всё равно возвращается и обращается к своему создателю: "Ах, я вам не нравлюсь? Однако вам не нравилась и Эйфелева башня, а сейчас это наша национальная гордость!.. Вас давно уже нет на свете, а я процветаю!" Сколько желчи в этих словах? Ровно столько, сколько вложил Мопассан. Умер ли Мопассан, определив в своём произведении, кому принадлежит будущее во все времена? Безумен он, или безумно наше будущее?
Кто я? Кто вы? Всего лишь жертвы
Друг друга у святой стены,
Но я всегда хотел быть первым -
Отличник школы сатаны.