Социальный проект Деменция.net представляет спектакль «Аркаим»
17 июня 2025
Как стать звездой?
17 июня 2025
"Лисистрата" в стиле Античное диско
17 июня 2025
Дирижёры рулят. Пианисты лидируют
17 июня 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Постапокалипсис авангарда

Памяти Софии Губайдулиной. Musica sacra nova.

Фото предоставлено Пресс-службой Московской филармонии.
Фото предоставлено Пресс-службой Московской филармонии.

Московская филармония и Фонд Николая Каретникова провели завершающий концерт третьего сезона абонемента Musica sacra nova. Тематический подзаголовок проекта "Назад к авангарду вперед" отразился на выборе программы вечера, посвящённого памяти Софии Губайдулиной. Её сочинение "Свет конца" для большого оркестра и также музыку Э. Денисова, Г. Уствольской, А. Пярта исполнили Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Филиппа Чижевского, Госкапелла России имени А. А. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк), Сергей Каспров (фортепиано). Чтецом выступил режиссёр Анатолий Васильев. Сочетанием традиций высокого академизма и дыханием смелой новизны было наполнено исполнение программы концерта - ретроспективы авангардной музыки.

Настоящим триумфом музыкального авангарда стал памятный вечер-приношение Софии Асгатовне Губайдулиной. Масштабный концерт из произведений знаковых имён композиторского Олимпа достойно осуществил маэстро Филипп Чижевский, погрузивший зал в лабиринты сакральной музыки советско-российских авторов. Концерт, как акт духовного катарсиса, предстал сложно-сочинённой музыкой наших современников, которые проложили русло авангарда и пробили его пределы.

Произведение "Колокола в тумане" для большого оркестра (1988) Эдисона Денисова (1929–1996) родилось из фортепианной версии "Знаки на белом", обогатившись авторскими идеями расщепления звука и гетерофонии в оркестре. Игра тонкими вибрациями, колокольность в переливах оркестровых красок, мягкость звуковой ауры и тёплая тембровая туманность - всё передал оркестр, осторожно и бережно прикасаясь к воплощению партитуры. У дирижёра с музыкантами во время исполнения наладился чуткий контакт, обострённое взаимопонимание.

София Губайдулина (1931–2025) незримо присутствовала в музыкантском размышлении своей композиции "Свет конца" для большого оркестра (2003). Настоящая борьба темперированно настроенных и натуральных звуков музыкального потока превратилась в библейскую метафору человеческого бытия. Композитор разъясняла, что в финальном эпизоде преодолевающий этот конфликт аккорд из абсолютно чистых натуральных звуков валторн и тромбонов сменили пассажи из натуральных флажолетов у всех струнных. Бескомпромиссность светлой, непротиворечивой чистоты восторжествовала.

Галина Уствольская (1919–2006) в Симфонии № 3 "Иисусе Мессия, спаси нас!" использовала особый состав инструментов. Пять гобоев, тромбон, три тубы, пять контрабасов, фортепиано, три барабана (два больших, один малый) и голос. Все симфонии Уствольской, начиная со Второй, включают тексты молитв Германа Расслабленного (Hermannus Contractus, 1013–1054) - графа Верингенского из Рейхенау. Голосом Моисея, ветхозаветного пророка, выдающийся театральный режиссёр и педагог Анатолий Васильев озвучил молитвенное слово, нюансам произнесения которого композитором уделено особое внимание. Вертикали плотных аккордов, апокалиптические ударные, мрачные низкие духовые и воющие высокие тембры - "музыкой из черной дыры" предстал симфонический замысел Уствольской, ученицы Дмитрия Шостаковича.

Credo для фортепиано, хора и оркестра (1968) Арво Пярта (р. 1935) - небольшой по длительности, но  монументальной кантатой завершился концерт, закрыв третий сезон абонемента Musica sacra nova. Текст из Нагорной проповеди, положенный в основу хоровых реплик: "Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому" - пробивается сквозь дикий оркестровый хаос творящегося мирового зла. Схватка с ним происходит под флагом цитируемой автором до-мажорной прелюдии И.С. Баха из I тома ХТК. В финале любовь, христианская и человеческая, ликует оркестрово-хоровым  звучанием над поверженными в прах диссонирующими кластерами.

Символично было видеть в Концертном зале им. П.И. Чайковского аншлаг. Напряжённая тишина во время исполнения сочинений делала честь собравшейся публике, среди которой присутствовали: композиторы Александр Чайковский, Владимир Мартынов, дирижёры Алексей Рубин, Фёдор Безносиков, скрипачка Татьяна Гринденко, Зельфира Трегулова, Марина Лошак и другие медийные персоны.

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Филиппа Чижевского в очередной раз подтвердил свою высокую компетентность и открытость солидного академического коллектива к исполнению сверх "острого" авангардного контента.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Галина Бурденко: "Сны прекрасны своей непредсказуемостью"
Социальный проект Деменция.net представляет спектакль «Аркаим»
Как стать звездой?

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть