Фото предоставлено Пресс-службой Московской филармонии.
Настоящим триумфом музыкального авангарда стал памятный вечер-приношение Софии Асгатовне Губайдулиной. Масштабный концерт из произведений знаковых имён композиторского Олимпа достойно осуществил маэстро Филипп Чижевский, погрузивший зал в лабиринты сакральной музыки советско-российских авторов. Концерт, как акт духовного катарсиса, предстал сложно-сочинённой музыкой наших современников, которые проложили русло авангарда и пробили его пределы.
Произведение "Колокола в тумане" для большого оркестра (1988) Эдисона Денисова (1929–1996) родилось из фортепианной версии "Знаки на белом", обогатившись авторскими идеями расщепления звука и гетерофонии в оркестре. Игра тонкими вибрациями, колокольность в переливах оркестровых красок, мягкость звуковой ауры и тёплая тембровая туманность - всё передал оркестр, осторожно и бережно прикасаясь к воплощению партитуры. У дирижёра с музыкантами во время исполнения наладился чуткий контакт, обострённое взаимопонимание.
София Губайдулина (1931–2025) незримо присутствовала в музыкантском размышлении своей композиции "Свет конца" для большого оркестра (2003). Настоящая борьба темперированно настроенных и натуральных звуков музыкального потока превратилась в библейскую метафору человеческого бытия. Композитор разъясняла, что в финальном эпизоде преодолевающий этот конфликт аккорд из абсолютно чистых натуральных звуков валторн и тромбонов сменили пассажи из натуральных флажолетов у всех струнных. Бескомпромиссность светлой, непротиворечивой чистоты восторжествовала.
Галина Уствольская (1919–2006) в Симфонии № 3 "Иисусе Мессия, спаси нас!" использовала особый состав инструментов. Пять гобоев, тромбон, три тубы, пять контрабасов, фортепиано, три барабана (два больших, один малый) и голос. Все симфонии Уствольской, начиная со Второй, включают тексты молитв Германа Расслабленного (Hermannus Contractus, 1013–1054) - графа Верингенского из Рейхенау. Голосом Моисея, ветхозаветного пророка, выдающийся театральный режиссёр и педагог Анатолий Васильев озвучил молитвенное слово, нюансам произнесения которого композитором уделено особое внимание. Вертикали плотных аккордов, апокалиптические ударные, мрачные низкие духовые и воющие высокие тембры - "музыкой из черной дыры" предстал симфонический замысел Уствольской, ученицы Дмитрия Шостаковича.
Credo для фортепиано, хора и оркестра (1968) Арво Пярта (р. 1935) - небольшой по длительности, но монументальной кантатой завершился концерт, закрыв третий сезон абонемента Musica sacra nova. Текст из Нагорной проповеди, положенный в основу хоровых реплик: "Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому" - пробивается сквозь дикий оркестровый хаос творящегося мирового зла. Схватка с ним происходит под флагом цитируемой автором до-мажорной прелюдии И.С. Баха из I тома ХТК. В финале любовь, христианская и человеческая, ликует оркестрово-хоровым звучанием над поверженными в прах диссонирующими кластерами.
Символично было видеть в Концертном зале им. П.И. Чайковского аншлаг. Напряжённая тишина во время исполнения сочинений делала честь собравшейся публике, среди которой присутствовали: композиторы Александр Чайковский, Владимир Мартынов, дирижёры Алексей Рубин, Фёдор Безносиков, скрипачка Татьяна Гринденко, Зельфира Трегулова, Марина Лошак и другие медийные персоны.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Филиппа Чижевского в очередной раз подтвердил свою высокую компетентность и открытость солидного академического коллектива к исполнению сверх "острого" авангардного контента.