От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025
    Совиный дуумвират на Интеллектуальных играх "Студии Довженко"
    11 ноября 2025
    "Как Тарантино Пашке завидовал". По мотивам рассказов Павла Селукова.
    11 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    17 октября 2025 18:08

    Романтическая симфония к юбилею

    Фото предоставлено оркестром
    Фото предоставлено оркестром

    Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан открыл юбилейный, 60-й, сезон, причем, не только в родной Казани, но и проведя гастроли в Москве и Санкт-Петербурге. Юбилей оркестра совпал с 60-летием его главного дирижера и художественного руководителя Александра Сладковского.

    Маэстро уже можно поздравлять с круглой датой и впечатляющими достижениями: 50 лет, как, начиная со школьных лет, А.Сладковский выходит на сцену, а прошедшие полтора десятилетия его творческой жизни связаны с Госоркестром Татарстана. Симфонический оркестр, который некогда основал в Казани выдающийся дирижер Натан Рахлин, за пятнадцать лет сотрудничества со Сладковским стал одним из самых успешных и востребованных среди региональных коллективов. Десяток лет назад Госоркестр Татарстана стал первым нестоличным оркестром, открывшим свой персональный абонемент в Московской филармонии, и это начинание руководства московской филармонии стало супер успешным: абонемент Госоркестра Татарстана под управлением Сладковского из года в год – один из самых быстро раскупаемых. Интерес к выступлениям казанского оркестра только растет, а теперь к ежегодным трем абонементным концертам в Московской филармонии каждый сезон добавляются еще два выступления в Концертном зале «Зарядье».


    Фото предоставлено оркестром

    К своему шестидесятому сезону оркестр подошёл в потрясающей форме, о чём свидетельствовал концерт-открытие абонемента Госоркестра Татарстана в Концерном зале имени Чайковского. Вечер, открывший юбилейную череду программ, демонстрировал все возможности оркестра в разных симфонических жанрах и стилях. Коллектив, осуществивший огромные работы по записям всех симфоний и концертов П.Чайковского, Д.Шостаковича и всех оркестровых произведений С.Рахманинова, для открытия юбилейного цикла выбрал один из самых масштабных классико-романтических концертов – скрипичный концерт Л.Бетховена и Четвертую симфонию А.Брукнера, которую многие исследователи называют наиболее драматургически цельной, яркой и едва ли не лучшей в наследии этого великого композитора-симфониста.

    Во всех юбилейных концертах Госоркестра Татарстана заявлены к участию великолепные солисты, а в открывающей цикл программе сольную партию в концерте Бетховена исполнял первоклассный венгерский скрипач Кристоф Барати. Он давно известен отечественной публике своими незаурядными, свободными интерпретациями. И в его исполнении концерта Бетховена была особенно подчеркнута романтическая природа этого сочинения, которая прекрасно дополнялась оркестром, проявившем себя и чутким аккомпаниатором, и ярким самостоятельным участником диалога со скрипачом. Ведь та темповая свобода, раскованная, будто импровизация, манера повествования К.Барати требовала от оркестра большой гибкости и точности для создания гармоничного ансамбля с солистом, которого требуют классические концерты. И оркестру удавалось не только благородно подсвечивать темпераментное исполнение солиста, но и становиться главным в создании мощных кульминаций и роковых преобразованиях тем, среди которых особенно впечатляло драматическое переосмысление лирической темы, зазвучавшей в унисонах оркестра наподобие величественных бетховенских похоронных маршей. От сольной каденции первой части у публики буквально дух захватывало: она была сыграна К.Барати блестяще технически, и при этом абсолютно свободно и естественно, как будто обилие виртуозных сложностей, наполняющих эту каденцию, скрипачу вовсе и не было заметно. И прекрасный, глубокий, бархатный голос скрипки работы А.Страдивари, на которой играет К.Барати, звучал роскошно.


    Фото предоставлено оркестром

    В медленной части каждая фраза, каждая нота и пауза складывались в красочную палитру. В этой музыкальной картине были прекрасны и степенное соло скрипки, и гармоничное звучание оркестра. Судя по запредельной тишине в зале, всех слушателей захватило это проникновенное музыкальное повествование о величии мироздания, искренняя и возвышенная интонация которого стала возможна только в таком сыгранном ансамбле высококлассных мастеров.

    Финальное рондо вернуло с небес на землю, вновь восхитив свободой дыхания и гибкостью темпов. И погрузило музыкантов в пучины оваций после такой живой, искренней и яркой интерпретации. На бис, будто желая настроить публику к «величественным длиннотам» Брукнера, К.Барати исполнил Сарабанду из Партиты И.С.Баха ре минор.

    Называя свою Четвёртую симфонию «Романтической», Антон Брукнер подчёркивал не столько её связь с эпохой романтизма, сколько признавался в своём восторженном, романтическом восхищении перед красотой мироздания, которое в первом отделении было воспето в медленной части концерта Бетховена, а теперь, уже полным спектром всех оркестровых красок – в симфонии Брукнера.

    Главными действующими лицами этого оркестрового романа стали не только исполнители выразительных соло, среди которых выделялись партии валторны (Сергей Антонов), флейты (Венера Порфирьева) и кларнета (Артур Мухаметшин), но и прекрасное звучание ансамблевых унисонов, как, например, проникновенная тема второй части у альтов, ведомых своим концертмейстером Айдаром Багаутдиновым и, конечно, очень ответственная роль ансамбля валторн и прекрасные хоралы труб и тромбонов, наполнявшие некоторые фрагменты финала храмовым звучанием. Наряду с третьей частью, очень кинематографично передающей картину охоты, также образно складывалась в картины городского праздника и музыка финала. В этом торжестве были и завораживающие медитативные фрагменты с канонами в духе баховской полифонии, и нагнетающие напряжение пространственные эффекты, когда выразительные краткие соло аккумулировали энергию и приводили к захватывающим дух монументальным кульминациям, как всегда потрясающе воплощённым Сладковским и его музыкантами.


    Фото предоставлено оркестром

    Повествуя о красотах земли и неба, Брукнер обращается не к противопоставлениям ангелов и демонов, фатальных сил и небесного провидения, но, будучи человеком по-настоящему религиозным, проецирует слово Божье в прописные истины, превращает аллегории в земные сюжеты, при этом, не снижая ни возвышенную интонацию, ни эмоциональный градус повествования. Части симфонии предваряются очень лаконичными программными пояснениями, эти простые образы воплощаются самыми естественными, порой, элементарными мелодическими и конструктивными средствами, а задача дирижёра и оркестра – весь этот ясный, иногда даже скупой выразительный функционал, с немецкой педантичностью заключенный композитором в классическую форму, наполнить той пульсацией и жизненной силой, которая превратится в величественные музыкальные миры, задуманные композитором. Для их воплощения нужна недюжинная исполнительская энергетика музыкантов, нерв, пульсирующий в каждом звуке солистов, каждой фразе оркестровых групп, и дирижёрская харизма, увлекающая каждого за собой. Всё это наполняет интерпретации Госоркестра Татарстана под управлением Сладковского подлинными смыслами и глубокими чувствами. Вот и в этом прочтении Четвертой симфонии Брукнера была пища и для интеллекта эстетствующих интеллектуалов, и для эмоций восторженных поклонников, и для вдохновляющих импульсов коллег-музыкантов, неизменно посещающих концерты казанского оркестра. Столь наполненное прочтение, конечно, возможно только тогда, когда дирижёр и оркестр становятся абсолютно едины, когда в коллективе царит полное взаимопонимание. Исполнение, демонстрирующее такой уровень творческого согласия, разумеется, становится лучшим подарком к юбилею и оркестра, и дирижера.
    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    Ирина Дмитриева: "Особенно "заряжает" то, что зритель находится в соучастии"
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть