"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Благотворительный фонд "Гольфстрим" несет тепло и жизнь окружающим и обществу

"Ревизор.ru" поговорил с учредителями фонда об одном из наиболее ярких и продолжительных его творческих инклюзивных проектов

Автор: Ревизор.ru
Марина Зубова. Фото с выставки ГЦСИ 2019
Марина Зубова. Фото с выставки ГЦСИ 2019

На официальном сайте Благотворительного фонда "Гольфстрим" сказано: "Мы работаем для того, чтобы люди с особенностями развития могли чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни". Фонд занимается всесторонним привлечением российского общества к развитию инклюзии. О том, как именно реализуется это благое дело, нашему порталу рассказала президент фонда Марина Зубова.

Марина, какой символический смысл вложен в название "Гольфстрим"?

Мы всей командой учредителей долго думали, как назвать фонд, чтобы он не потерялся среди таких же подобных, чтобы название было запоминающимся и отражало суть деятельности. Гольфстрим – теплое течение, которое несет жизнь, жизнь, формирует климат, благодаря этому течению живет природа и ее обитатели. Так и наш фонд несет тепло и жизнь окружающим и обществу. Вот такой смысл мы вложили в название, когда регистрировали фонд почти 10 лет назад.

Красиво! Расскажите нашим читателям немного о своем благотворительном фонде. Скажем, в каких городах России действуют его отделения?

Фонд работает на территории Москвы, но оказывает помощь благополучателям со всей России.

Сколько человек постоянно работает в фонде?

На сегодняшний день в фонде постоянно работает 26 человек. Три человека по договору гражданско-правового характера.

Кто ваши сотрудники по образованию и профессии?

Список профессий сотрудников фонда достаточно разнообразен: психологи, педагоги, филологи, менеджеры. Все специалисты, в работе которых необходим определенный спектр знаний, имеют профильное образование (бухгалтер, психолог, делопроизводитель, социальный педагог, IT-специалист, пиар-менеджер, SMM-менеджер, социолог).


Марина Зубова. Фото с выставки "Искусство быть" в Выксе. 

На сайте фонда говорится о постоянной работе с медицинскими учреждениями в плане оказания "инклюзивной" помощи пациентам. С  какими больницами и пр. наиболее плотно фонд сотрудничает?

Их целый список: ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России, РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ФГАУ "ННПЦЗД" Минздрава России, ОАО "Медицина", АО "Санаторий Анапа-Океан", ФГБУ "Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера", ООО "Международный институт функциональной реконструктивной микрохирургии", ФГБНУ "ИИДСВ РАО", Медицинский центр "Сакура", Центр реабилитации "Три сестры", Центр Лечебной Физкультуры "Галилео", Центр Детской Неврологии и Эпилепсии под руководством профессора Мухина.

Впечатляющий список! А сколько человек или семей уже получили помощь фонда?

С 2011 года помощь получили 670 человек и членов их семей.

С какими тяжелыми заболеваниями помогает справиться фонд?

Онкологические заболевания у взрослых и детей, врождённые пороки развития, ДЦП, аутизм, ТМНР, эпилепсия, синдром Дауна, врожденная буллезная ихтиозиформная эритродермия Брока.


Фото с выставки "Искусство быть" в Выксе. 

Даже названия болезней звучат пугающе… И теперь мы переходим к основной теме нашего разговора. В чем, на взгляд сотрудников фонда, сегодня состоят основные проблемысоциальной адаптации людей с особенностями развития?

Основной проблемой является низкий уровень развития инклюзивной культуры, притом у всех участников, у обеих сторон.  До сих пор человека с особыми потребностями на улице воспринимают как что-то из ряда вон выходящее – необычное явление. При этом и позиция людей с ограниченными возможностями здоровья и их близких  часто остается потребительской: они демонстрируют отсутствие желания равноправно общаться с окружающими.

А эти проблемы одинаковы в России и за рубежом? Инклюзивный опыт какой страны (стран) вы как специалисты считаете наиболее удачным?

Бездумно перекладывать опыт других на нашу почву не имеет смысла.  За рубежом изначально иное воспитание и отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Самое главное для нас – грамотно организованная просветительская работа. Посредством нее пусть не наши дети, но наши внуки продвинутся в понимании важности принятия людей с разными потребностями и ценности всех для общества, а люди с особыми потребностями поймут, что окружающий мир для них достаточно безопасен и в нем можно и нужно быть самостоятельными.

Расскажите о волонтерской работе под эгидой фонда "Гольфстрим".

Волонтерство и благотворительность всегда шли и идут рука об руку. Во всех проектах тем или иным образом задействованы волонтеры, притом разного возраста, образования и с разным функционалом. Где-то, как в проекте осознанного волонтерства "Вместе весело", они являются благополучателями, где-то помощниками.  Мы считаем, что социальный волонтер должен быть компетентным, а вся его деятельность осознанной, поэтому и обучаем добровольцев. Обучаем, начиная со школьного возраста, понимая, что волонтерами станут не все, но понимающим и толерантным должен быть каждый.  Подготовленные нами волонтеры, в свою очередь, помогают в реализации других проектов, например, проекта "Подростковый клуб" для подростков с ограниченными возможностями здоровья, где добровольцы выступают как тьюторы, организаторы и ведущие разных мероприятий. Они начинают дружить между собой и с подростками или с молодыми людьми с ОВЗ  без оглядки на особенности и в итоге становятся  понимающими и принимающими взрослыми, которые несут в массы инклюзивную культуру. Для каждого проекта волонтеры проходят специфическое обучение – это обеспечивает эффективность реализации проекта в целом. Так, например, подготовка тьюторов и медиаторов из числа студентов для организации и проведения инклюзивного выставочного проекта "Искусство быть" помогает большему количеству благополучателей посетить выставку, приобщиться к искусству и поучаствовать в интерактивных мероприятиях, сопровождающих выставки.


Фото с выставки "Искусство быть" в Выксе. 

И, наконец, об инклюзивном выставочном проекте "Искусство быть" и о конкурсе, который ему предшествует. Кто его кураторы и "идеологи"? Какой принцип положен в основу проекта?

Это совместный продукт специалистов БФ "Гольфстрим" и Государственного центра современного искусства  РОСИЗО. Каждая из сторон вложила в проект свое понимание и свои смыслы. Мы стараемся продемонстрировать реабилитирующую эффективность арт-объектов, которые создаются на пересечении современных художественных практик и социальной реабилитации. Наши партнеры заботятся о художественной ценности и наполнении, а мы – о содержательной и функциональной компоненте как средстве реабилитации. Важно, чтобы все совпало в одном объекте, поэтому  в процессе подготовки их обязательна работа с художниками. От выставки к выставке работа с участниками конкурса становится глубже и системнее. Начиная с разработки конкурсного задания и предоставления информации по особенностям восприятия разных категорий благополучателей до совместной художников и специалистов доработки объектов.

Ранее наш портал писал об открытии выставки из этой серии в Москве
. В 2020-2021 годах, по вашим данным, он будет показан на четырех площадках в регионах России. Меняется ли формат выставки от региона к региону и с течением времени?

С весны 2020 года часть арт-проектов  первого (2019 года) и победители второго (2020 года) конкурса были представлены во Владикавказе, Выксе. Чуть позже будет выставка в Краснодаре и уже в следующем году в Москве.  Каждая выставка индивидуальна, так как напрямую связана с регионом, его особенностями и живущими в нем людьми; выставочными площадками и работающими на них специалистами, художниками, которые создают работы не только в соответствии с техническим заданием, но и специально для конкретного города, исходя из темы региона. 

Например?..

В прошлом году все выставки были объединены общей темой "Искусство быть". Теперь же каждая выставка – это отдельная тема и скрытое за ней содержание. Например, если рассматривать выставку в Выксе, то ее тема была "Соседи/Мы= Выкса", так как мы посвятили проект этому городу в Нижегородской области и его жителям.  Многие работы художники выполнили совместно с выксунцами разного возраста и разных особенностей здоровья.  Жители стали равноправными соавторами с художниками, продемонстрировали свой взгляд на себя, свой город, своих друзей и знакомых, заключив их в арт-объектах.


Фото с выставки "Искусство быть" в Выксе. 

Тема предстоящей выставки в Краснодаре – "Искусство быть: пространство заботы". Тема реабилитации, лежащая в основе всего проекта "Искусство быть", тесно связана с понятием заботы в контексте инвалидности — внимание к человеку, его особенностям и возможностям социализации. В Краснодаре проект "Искусство быть" тематически связан с вымышленной организацией "Лига нежных". В художественных работах на выставке будет сделан акцент на различных аспектах заботы — от эмпатии и внимательного отношения до гиперопеки и надзора.

В Москве выставка пройдет под темой "Искусство быть рядом".

Что будет самым главным на ближайших выставках? Кстати, как на их проведении сказывается пандемия коронавируса?

Ситуация с карантином, конечно, усложняет проведение выставки и  снижает ее посещаемость, но в то же время открывает другие реальные механизмы трансляции проекта зрителям, в том числе и не проживающим в регионах экспонирования. Это, скажем, онлайн-экскурсии, онлайн-встречи и мастер-классы. Кроме того, современное искусство и направления в его рамках, например, медиа-арт, дают возможность полноценно познакомиться с арт-проектами в интернете, важно лишь предоставить доступ к ним зрителю.

Меняется ли формат конкурса для художников?

И раньше, и сейчас действует общее требование: конкурсные объекты должны соответствовать требованиям технического задания, в котором объясняются особенности восприятия зрителя и разъясняется тема выставки. Как и ранее, в данном конкурсе есть жюри, состоящее из  специалистов  музейного сообщества, экспертов в области искусства, профессионалов психологов, педагогов  и непосредственных благополучателей.  Во время первого года реализации проекта   мы провели несколько предварительных  встреч с художниками перед проведением конкурса и предоставили им возможность получить консультации от специалистов проекта. Теперь работу над выставкой сопровождает цифровая арт-резиденция, которая углубляет знания художников, и не только в плане подготовки объектов с учетом особенностей восприятия зрителя, но и  предоставляет другие важные для молодого художника знания, необходимые для его успешного развития. Конечно, существуют элементы подготовки, переходящие от площадки к площадке, например, школа медиаторов, подготовка аудиогида и адаптация пространства, параллельная интерактивная программа. Но при этом в рамках данных направлений углубляется и систематизируется деятельность, вырабатывается технология работы над выставочными инклюзивными проектами.


Фото с выставки "Искусство быть" в Выксе. 

На работы какого рода будет сделан упор в предстоящих проектах? Уже известны художники, которые примут участие в одной или нескольких ближайших выставках?

Нет какого-то определенного направления, которому дается предпочтение, так как изначально важна идея и доступность восприятия выставок разными зрителями. В связи с ситуацией в стране, не отрицая важность и принципиальность выставки как офлайн мероприятия, развивается и медиа-арт направление. Весной среди художников прошел 2-й конкурс инклюзивных арт-проектов. Определены участники всех площадок и 15 новых  проектов, которые уже созданы  и были выставлены  или только будут созданы для будущих выставок.

Финалисты 2020-2021 года:

Абзалтдинова Юлия, аудиовизуальная инсталляция "Показать то, что нельзя увидеть";

Арт-группа "Никаких оправданий", коммьюнити-арт "Бюро соседских путешествий "Подорожник";

Быленок Юлия и Ишкиняева Надежда, аудиовизуальная инсталляция "Тактики в/месте";

Иван Серый, арт-объекты "FUTUROMINOR";

Колесникова Елена, серия объектов "Немебель"/ проект "Некомната";

Морозов Александр, звуковая инсталляция "Баррикады тишины";

Насыбуллова Маяна, интерактивная инсталляция "Смещение плоскости";

Никуленкова Наталья, "Союз выздоравливающих", социальный эксперимент "Бот Заботы";

Образумов Александр, арт-объект "Я тебя услышал";

Орлова Маша, инсталляция "РСН "Восход";

Потеряев Сергей, саунд-арт "Выксунская симфония";

Подусенко Станислав, интерактивная инсталляция "SANDBOX";

Селезнев Владимир, интерактивные объекты "Я и другие Я";

Сомик Маша и Виноградова Саша, коммьюнити-арт "Абстрактные люди";

Трубицина Виктория, объект-игра "Домино".

Спасибо за интервью! Желаем всем конкурсантам удачи, а вашим благополучателям – тепла и жизни в благотворной арт-терапии.

P.S. 6 ноября в 19.00, открывается выставка проекта "Искусство быть: пространство заботы" в Краснодаре.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть