Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Эдвард Клюг: "Может быть, я наивен, но я тоже верю в любовь. И хочу говорить о любви со своими зрителями"

Словенский хореограф Эдвард Клюг представил две премьеры в Новосибирском оперном театре

Эдвард Клюг. Фото: Новосибирский театр оперы и балета.
Эдвард Клюг. Фото: Новосибирский театр оперы и балета.

Эдвард Клюг окончил Национальную балетную школу в Клюй-Напока, Румыния, в 1991 г. В том же году был принят в труппу Slovenian National Ballet (SNG) в Мариборе в качестве премьера, где исполнял партии классического и современного репертуара. Первая полноценная постановка ("Танго") была показана на сцене SNG в 1998 г. С 2003 г он – художественный руководитель балета Словенского Национального театра в Мариборе, известный хореограф-постановщик, обладатель национальных и международных наград и номинант Российской театральной премии "Золотая Маска".

В 2017 году на сцене Новосибирского оперного театра поставил балет "Пер Гюнт". Эта постановка была удостоена премии "Парадиз" Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ в номинации "Лучший спектакль в музыкальном театре" (2017).

Сейчас Эдвард Клюг ставит "Петрушку" на музыку Стравинского в Большом театре.

На сцене Новосибирского оперного театра прошла премьера одноактных балетов словенского хореографа Эдварда Клюга "Шёпот" (Ssss) на музыку Шопена и "Радио и Джульетта" (Radio and Juliet) на музыку культовой группы "Radiohead".

"Radio and Juliet" была задумана хореографом 13 лет назад под впечатлением музыки группы "Radiohead". И с успехом шла на разных сценах мира. Добралась и до огромной сцены нашего оперного.

Сцена из постановки "Radio and Juliet". Фото: Новосибирский театр оперы и балета

В глубине чёрной сцены, на каменной кладке идут документальные кадры – девушка на фоне огромной ванны, девушка на фоне окна, засыпающая девушка... Мёртвая Джульетта.

На фоне движущихся картинок появляются и герои: Ромео – Денис Матвиенко, Джульетта – Анастасия Матвиенко, Меркуцио – Никита Ксенофонтов. Героиня в странном нижнем белье образца сороковых годов и мужчины (Роман Полковников, Михаил Недельский, Евгений Басалюк, Василий Соболев) в классических современных синих костюмах…

Это очень странный балет, в котором такая знакомая история показана отрывками, обрывочными воспоминаниями Джульетты, резкими, ломаными движениями.

Сцена из постановки "Radio and Juliet". Фото: Новосибирский театр оперы и балета

Эти движения, так подходящие под культовую музыку, словно завораживают, гипнотизируют, дают возможность танцовщикам предельно откровенно делиться эмоциями, рассказывать историю трагической любви.

– Все знают, кто такие Ромео и Джульетта, – рассказывает Эдвард Клюг. – Много хороших хореографов делали красивые балеты по замечательной партитуре Прокофьева. Один из таких балетов идет и на сцене этого театра. Это знакомая всем история. Поэтому я позволил себе немного отойти от привычного. Отличие начинается и с музыки, и с самого названия. В балете мы транслируем историю глазами Джульетты, точнее, не саму историю, а её разрозненные обрывки, воспоминания через призму времени. Здесь больше предвкушения, ожидания трагедии. Джульетта не умирает в конце балета, потому что она уже была мертвой, в этом-то и была идея – вызвать ее дух, ее идею и поместить в наше время. Это как бы ретроспектива того, что произошло, воспоминания Джульетты. Это ее мечты, вспышки памяти, обрывки воспоминаний. Такова и была идея, что ее перебрасывает в разные моменты прошлого, которые оказываются как бы вне времени. Может быть, даже в другой реальности. Это подчеркивает и видеопроекция, и пластика – нервная, немного рваная. Этот балет не особо предназначен для визуального восхищения, хотя эстетика его очень свежа, и его движения исходят от конкретных ситуаций, в которых находятся исполнители.

Это позволяет вовлечь зрителя в диалог, иначе посмотреть на историю – через призму восприятия хореографа. Балету уже 13 лет, но он сохраняет особенную атмосферу, свежесть и эмоциональность, и это во многом благодаря музыке "Radiohead", которую я сам очень люблю. Эта музыка позволяет увидеть, раскрыть одиночество этого мира. Я хотел знакомый всем шекспировский сюжет и идею связать с нашим временем.

Сцена из постановки "Radio and Juliet". Фото: Новосибирский театр оперы и балета

Узнают ли зрители историю Джульетты и Ромео?

У нас в балете есть Ромео, Меркуцио, есть конфликт, здесь очень много узнаваемого. Но здесь есть и новые маски и смыслы. Здесь не столько акцент на Ромео, здесь рассматривается концепция мужчины в вакууме.

И, кажется, интереснее искать не совпадения, а исследовать нашу историю, наши размышления об одиночестве и любви.

Сцена из постановки "Radio and Juliet". Фото: Новосибирский театр оперы и балета

Ведь, согласитесь, любовь – это то главное, из-за чего развивались конфликты и совершались убийства. К сожалению, люди почти перестали верить в идеальную любовь. И хорошо, что у нас есть Шекспир, который нам о ней напоминает. Уже четыреста лет. Может быть, я наивен, но я тоже верю в любовь. И хочу говорить о любви со своими зрителями.

Второй балет – это "Шепот" (Ssss) на музыку Шопена. Впервые Эдвард Клюг поставил его в 2012 г. для Штутгартского балета, и тогда критики назвали автора "виртуозом и гением европейской хореографии", утверждая, что "переживать за будущее современного балета не приходится".

Сцена из постановки "Шёпот (Ssss)". Фото: Новосибирский театр оперы и балета

В глубине сцены стоит рояль, за которым пианист Лев Терсков играет ноктюрны Шопена. А три пары – Анастасия и Денис Матвиенко, Ольга Гришенкова и Роман Полковников, Екатерина Лихова и Евгений Басалюк танцуют истории взаимоотношений, любви, взаимопознания и поисков – себя, истины, любви.

Все мои постановки очень отличаются друг от друга, – говорит Эдвард Клюг, – хотя стиль немного похож в том, что касается движений. Во времена, когда я придумывал "Radio and Juliet", мне казались наиболее выразительными рваные, дерганые движения, это было на протяжении некоторого времени. Потом я изменился и очень надеюсь, что это не последняя стадия моего изменения. Пластика спектакля "Шепот" (Ssss) стилистически немного похожа на ту, которую я сочинил для "Радио и Джульетты", но в этом балете она смягчается наличием музыки Шопена.
Классическая музыка и современная хореография соединились, и получилась эмоциональная история про любовь.

Сцена из постановки "Шёпот (Ssss)". Фото: Новосибирский театр оперы и балета

Здесь очень интересные декорации – у нас на сцене стоят 150 стульев для рояля, на которых попеременно сидят три пары, сидят и смотрят на тех исполнителей, которые танцуют. Они как бы смотрят на себя, на свои эмоции. Такая личная арена, на которой ты одновременно и участник, и зритель эмоционального диалога, вечного конфликта мужчины и женщины…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть