Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Открывая Достоевского

Фото: пресс-служба фестиваля
Фото: пресс-служба фестиваля

Неожиданный и темпераментный слоган "Открой!" очень точно и емко сформулировал основную задачу, которую ставили перед собой устроители фестиваля Достоевского: помочь нынешним зрителям по-новому взглянуть на произведения великого классика, услышать в них ритм и рифмы сегодняшнего дня.

Международный фестиваль Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде и в Старой Руссе, проходит ежегодно. Он начинался 26 лет тому назад в старорусском доме – музее писателя и собирал в свою программу исключительно камерные спектакли. Тотальный интерес театрального мира к Достоевскому потребовал расширения видовых и жанровых границ: и вот уже четвертый год подряд среди гостей фестиваля - крупные иностранные коллективы, большие столичные и провинциальные театры, авторы собственной проектной продукции и   оригинальных коллабораций. Конечно, сложные сегодняшние времена сузили географию участников, но семь дней нынешней новгородской осени были по-прежнему насыщены смелостью режиссерских трактовок, темпераментностью актерских работ, неожиданностью сценографических решений.

"Большая форма" была представлена, что естественно, на сцене Новгородского театра имени Ф. Достоевского. Национальный драматический театр имени М.Горького (Минск, Беларусь) неспешно, вдумчиво и подробно перечитывал страницы "Братьев Карамазовых" (режиссер-постановщик Ольга Клебанович). Брянский областной театр юного уверенно доказывал свою способность увлечь зрителя яркостью комедийной формы в спектакле Юрия Пахомова "Дядюшкин сон". Темпераментно и остроумно театр "Школа современного искусства" исследовал запечатленные в "Игроке" достопримечательности "Рулетенбурга", его шальную атмосферу игры и порока, ломаные характеры его жителей. Сложносочиненный спектакль Дмитрия Егорова Краснодарского театр драмы "Записки из мертвого дома" сочувственно и уважительно рассказывал о трагических судьбах обитателей сибирского острога. Режиссер Юрий Печенежский и актриса Александра Васильева в спектакле Великолукского драматического театра "Преступление. Сонечка" разгадывали тайну трепетной, но сильной женской души. Разные по качеству и тону звучания, постановки эти объединяло стремление к достаточно полному воссозданию сюжетных объемов литературных первоисточников.

Но точнее и пронзительнее главные мысли и смыслы Достоевского  приоткрывали все-таки спектакли камерные, рассчитанные на серьезный, доверительный разговор со зрителем и пытающиеся приблизиться к постижению морально-нравственного кодекса автора и его сложной философской религиозности. Из пространства "Преступления и наказания" режиссер драматического театра "Странник" (Санкт-Петербург) Владимир Уваров вычленил историю семейства Мармеладовых. Ответственность за грех Сонечки в нем брали на себя все главные герои "Последнего похода Катерины Ивановны". И сама Катерина Ивановна (актриса Ольга Субботина), по-настоящему благородная, умная, честная, добрая, не теряющая врожденного достоинства и до последних минут своей жизни вопреки ее непосильным тягостям устремленная к свету. И трагический старик Мармеладов (Александр Анисимов), так страстно нежно любящий жену и дочь и так отважно и сурово выносящий себе приговор.

Фото: пресс-служба фестиваля
  
Строго судил себя и Ростовщик из спектакля Набережночелнинского театра кукол "Кроткая". Он не только довел до самоубийства свою молодую жену, он разрушил гармонию мира, погубил добро и свет.  В сложноустроенном спектакле, где живой актерский план тонко и органично входит в стилистику театра кукол, исполняющий главную роль Егор Митрофанов очень точно и обстоятельно смог воплотить главную тему повести, сформулированной Достоевским в предисловии – в эту трагическую ночь герой "уясняет себе дело и собирает „мысли в точку“", чтобы прийти к правде, которая "неотразимо возвышает его ум и сердце". Покаянием и смирением наполнялась и душа героя спектакля "Сон смешного человека", поставленного и сыгранного Максимом Дмитроченковым в Липецком театре драмы им. Л.Н. Толстого.  Фантастический сон о том, как он, несчастливый обычный человек, над нелепостью и неустроенностью которого всегда и все потешались и который отчаялся жить, развратил своим несовершенством чистых, безгрешных людей, превратил героя в подвижника веры.  "Главное теперь, - твердо уверен он, –люби других". Протяжные песнопения оказались очень созвучны тихой, нежной атмосфере спектакля, сотканной из неброского актерского психологизма. Этому пространству духовных исканий, веры и целомудрия были чужды звуки и температура сегодняшнего дня.

Его яркое, броское, мощное присутствие в моноспектакле артиста Александра Аладышева "Смешные человечки" владимирского театрального товарищества "Завод" оказалось, наоборот, одним из главных достоинств постановки. Режиссер Андрей Жигур смел, эффектен и эффективен в использовании мультимедийных декораций. Ему удалось превратить небольшой выставочный зал музея романа "Братья Карамазовы" в выразительное и абсолютно театральное пространство. Этот мир лживых концепций и разрушительных идей выхолостил из ершистого и взнервленного тридцатилетнего жителя мегаполиса веру в добро, веру в себя, надежду на счастье и жажду жизни. "Мне все равно!" с горечью и яростью констатировал он, но находил в себе силы самоотверженно и отчаянно перестраивать себя и воевать с агрессивной бездуховностью современности.

Фото: пресс-служба фестиваля
    
Драматическими спектаклями сферу своих интересов фестиваль Достоевского, разумеется, не ограничивал.  Молодежный театр "TALK" из Магнитогорска в интеллектуальной игре "Мышь в горохе" неожиданно и оригинально мешал вербатим Пульхерии Александровны со сторителлингом Разумихина, дневники Дмитрия Лихачева с манифестами итальянских футуристов. Артисты Школы лабораторных исследований и практик театра в спектакле Михаила Милькиса темпераментно разыгрывали страницы "Дневника писателя" в жанре стендап. Основанный на "Записках из подполья" танцевальный перфоманс с живым звуком "Калейдоскоп разочарований" представлял санкт-петербургский Театр Буто ODDDANCE.  Сложная хореографическая композиция "Идиот" "новгородской перфоманс-группы "Омлет для любимой женщины" вычерчивала пульсирующую кривую взаимоотношений Мышкина и Рогожина.  Все вместе эти спектакли сложились в своеобычное театральное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. Разнообразное по сценическим формам и жанрам, оно было собрано с тщательностью и умением и с признанием принято публикой.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Столетие Озы
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть