От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»
    13 ноября 2025
    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    12 ноября 2025
    Совиный дуумвират на Интеллектуальных играх "Студии Довженко"
    11 ноября 2025
    "Как Тарантино Пашке завидовал". По мотивам рассказов Павла Селукова.
    11 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    13 октября 2025 16:38

    "Защита Лужина" Владимира Набокова на Малой сцене Малого театра

    Режиссер Владимир Данай.

    "Защита Лужина" Владимира Набокова на Малой сцене Малого театра
    "Защита Лужина" Владимира Набокова на Малой сцене Малого театра

    Сочетание понятий "Малый театр" и "Защита Лужина" меня удивило. Малый — в первую очередь актерский театр. Роман же Набокова слишком символичный, образный. Для того, чтобы погрузиться в мрачный декаданс набоковской атмосферы, явно одного актерского мастерства будет недостаточно.

    К большому счастью, режиссер Владимир Данай мастерски смог совместить и школу Малого театра, и достаточно дерзкую режиссуру.

    Прекрасно то, что режиссура в данном случае не заменяет актерское мастерство, а значительно усиливает его.

    Была придумана интересная фишка. Хотя почему придумана? Судя по тому, что я увидел, режиссер явно читал не только роман Набокова, но и книги по психиатрии, и, несомненно, изучал поведение психически больных людей. Поэтому просто взял то, что видел и перенес на сцену. Получилось хорошо, органично и честно.



    Перед нами действительно психически больной человек, Лужин (Михаил Зубарев). Который изъясняется в основном очень длинными монологами. При этом произносит он их очень быстро и крайне нудно и монотонно.

    С экзамена по актерскому мастерству за такое прочтение студента выгнали бы взашей. Но здесь – наоборот. Несмотря на то, что из-за скорости прочтения ряд слов даже не успеваешь разобрать, все понятно, все к месту. Буквально два-три монолога – и зритель погружается в мир главного героя. Мы понимаем, что тот произносит монологи потому, что именно так он и мыслит, именно с такой бешеной скоростью он соображает, принимает решения.

    При этом — все эти монотонные речи вовсе не похожи на молитву, они, скорее, демонстрируют работу мощного компьютера, находящегося в голове главного героя.

    Психическая болезнь заразна, и уже через несколько минут мы видим, как Она (Елизавета Долбникова) ловит волну центрального героя, и вместо коротких фраз начинает разговаривать такими же длинными монологами.



    И если по прочтении романа не всем становится понятно, почему Она вышла замуж за Лужина, то по просмотру спектакля все встает на свои места.

    Идет мощное противостояние. Вот перед нами ее отец, ее мать, Петрищев, Валентинов. Обычные люди, говорящие красивым языком. И тут же нелепый Лужин — живущий в собственном, в первую очередь, языковом мире.

    Благодаря его сложным тирадам мы понимаем, почему Лужину некомфортно в другом мире, где все выражаются образно, ярко, кратко.

    Михаил Зубарев ювелирно проработал образ отстраненного аутического шахматиста. И если в романе Набокова само понятие "Защита Лужина" — это нечто абстрактное, то здесь, благодаря мастерству актера, мы видим эту защиту в реальности. Сам актер и есть защита...



    Кульминацией спектакля является, конечно же, сцена шахматного поединка Лужин — Туратти. Несмотря на то, что она очень короткая (продолжается не больше минуты), до удивления простая и идет вообще без слов, она настолько емкая, проникающая в сознание, что время как будто останавливается.

    Нам становится ясно, почему после этой партии Лужин сходит с ума. Сам образ Туратти, простой, статичный, способен вывести из равновесия кого угодно.

    Очередной прекрасный пример, когда Туратти (Алэн Салтыков) на сцене всего ничего, но его образ яркий, четкий, запоминающийся, мощный. Он как "Мистер Олимпия", а может, как "Рабочий" со знаменитой скульптуры Веры Мухиной.

    И в этой статичности вся его мощь, вся его энергия.

    Как тут не вспомнить афоризм: нет маленьких ролей.

    Первое действие можно назвать эталонным.



    К сожалению, второе действие получилось более скомканным. Да, понятен замысел режиссера. Лужин уже прилично одет, он не разражается длинными фразами, он с блаженной улыбкой объясняется коротко, и мы видим, что в этом состоянии он находится не в своей тарелке. Но сам образ сумасшествия куда-то пропадает.

    Парадокс — первое действие медленное, актеры не кричат, но видна мощная динамика, энергетика и напряжение.

    Второе действие — гораздо более темповое, много выражений эмоций, много криков, но дух напряжения куда-то уходит, энергетика сумасшествия как бы растворяется в криках.

    Если бы во втором действии удалось бы сохранить импульс первого — спектакль можно было бы назвать гениальным. А так – он просто в категории "отличный".

    Не удивительно, что все билеты на него проданы, Спектакль идеально подойдет как любителям Набокова, так и старшим школьником. Все четко, по оригиналу. Однозначно, поход в Малый театр даст импульс молодежи прочитать это произведение.

    До встречи в Малом театре.
    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Женщины Нискавуори" по пьесе Х. Вуолийоки
    Ирина Дмитриева: "Особенно "заряжает" то, что зритель находится в соучастии"
    От цирка до балета: на Leo Classics стартует новый сезон проекта Российского фонда культуры «Молодые таланты»

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть