Существует мнение, что он пришел в балет чересчур поздно – в 17 лет его поставили у станка, научили ставить ноги в позицию. В то время как его однокашники научались этим навыкам с 10-ти лет. Но в Уфе Нуреев занимался танцами в различных фольклорных кружках с 7 лет. А с 11 лет дополнительно брал уроки у солистки Дягилевского балета Анны Удальцовой. Она находилась в ссылке, как жена врага народа. Именно Удальцова научила будущую звезду азам балета и подготовила к поступлению в училище. Ещё она помогла Рудольфу с проживанием в Ленинграде на время вступительных экзаменов – Нуреева приютила дочь Удальцовой. Он страдал от того, что слаб технически, но в танце он проявлял особенную страсть, которой у его однокурсников не было. А еще он был неутомим в тренировках: он оставался в зале один и оттачивал технику.
Отец Рудольфа Хамет Нуреев, политрук Красной Армии, прошедший всю войну от участия обороны Москвы до Берлина, не поощрял его занятия танцами, презрительно называл "балериной". За увлечение балетом и общение с врагами народа отец применял к сыну физические наказания. Он так и не увидел ни разу Рудольфа на сцене. Только мама Фарида помогала сыну развивать его яркий талант.
Прыжок в свободу
16 июня 1961 года – стал сенсацией во всем мире. Нуреев не захотел возвращаться в СССР. После гастролей в Париже Кировского Театра Нуреев остался за границей. 23-летний солист произвел фурор на парижской сцене.
Вместе со всеми артистами прошел регистрацию. Вдруг Константин Сергеев, главный балетмейстер Кировского театра, остановил его словами: "Ты не летишь в Лондон. Вы летите в Москву танцевать на правительственном приеме в Кремле". Нуреев понял, что за этим стоит одно понятие – невыездной.
Фото: mkset.ru
"Мне не нравится, что из меня делают сенсацию", – говорил французским газетам танцовщик. А Хрущёв воспринял его побег как личное оскорбление. Ведь ещё год назад они сидели вместе с Нуреевым и другими балетными на даче. Хрущёв считал восходящую звезду балета надеждой и гордостью советской сцены на мировой арене. В планах у вождя было обогнать и перегнать Америку и весь мир в придачу. У Нуреева, однако, были иные планы: жить свободной жизнью, быть самим собой и жить так, как он хотел: по своей воле, без предписаний партии. Когда Нурееву удалось "утечь", то в сердцах Хрущев высказался о физическом устранении Нуреева. Но потом передумал, сменил тактику и принял другие меры. Сотрудники КГБ провели беседы с родителями, коллегами и друзьями, чтобы как-то воздействовать на танцовщика. Но всё было зря.
Невозвращенец
В квартире в Париже он жил под охраной двух частных детективов. Там и репетировал. Когда ехал в такси, то садился на пол. Через неделю после побега он вышел в Париже на свой первый сольный спектакль. Зал на 2 тысячи мест был переполнен.
Нуреева судили заочно – в СССР ему дали 7 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Частично пострадали родственники и знакомые Рудольфа.
Фото: cactusforsale.info
Больше 20 лет он блистал на сцене. Он стал выступать в 300 спектаклях в год. Он танцевал на французской сцене не 3 раза, как в России, а по 16 раз в месяц. Гонорары в 40 раз превышали советские. Он проводил своё время на вечеринках, курортах и завёл недозволенные и немыслимые в СССР отношения с Эриком Бруном.
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев
Англичанка и татарин. В книгу рекордов Гинесса вошли аплодисменты, которые раздавались на их спектакле. Она была почти в два раза старше, в 1937 году, когда Нуреев ещё не родился, Фонтейн уже танцевала в "Жизели". Впервые 24-летний Рудольф станцевал с 42-летней Марго по предложению руководства театра. С тех пор они стали неразлучными партнёрами на сцене и танцевали вместе до ухода Фонтейн со сцены.
Фото: dance.ru
В обществе рассуждали о его характере, называя гения балета скупым и эгоистичным, вспыльчивым и высокомерным. Но когда Рудольф начинал танцевать, даже самые злые языки умолкали.
Божественный вихрь
Старые балетоманы, помнившие еще Нижинского, называли танец Нуреева божественным. В танце он передавал пластику создаваемого образа, его характер и душу. К слову, он воплотил на сцене репертуар своего предшественника, станцевав "Видение Розы", "Послеполуденный отдых Фавна", "Петрушку". В балетах он нёс свое оригинальное видение персонажей.
Фото: Snowdon Archive/Camera Press Он танцевал столько, сколько не танцевал ни один танцовщик в мире за весь ХХ век. Его рекорд не побит и по сей день. В чем причина неиссякаемой энергии? Возможно, в рождении. Как и балерина Тамара Туманова, он, родившийся в поезде, казалось, изначально был предназначен для движения. Поезд шел в Сибири, и Рудик рождался под стук колес. Кто знает, может, отсюда – его чувство темпа, врожденный ритм и музыкальность. И его стремительный и невыносимый и дерзкий характер, который нашел свое выражение в танце.
Магнетизм его личности на сцене и в жизни околдовывали окружающих, которые прощали ему эксцентричные выходки и скандалы. О себе он говорил так: "Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда".
Остаться в незнакомой стране с 36 франками в кармане и стать миллионером
В детстве он считал лучшей едой две мороженые картофелины. Разбогатев, он стал тратить деньги на антиквариат, старинные полотна. Его квартира стала напоминать зал музея. Однако он считал себя достоянием Франции и потому не платил за квартиру. Также он не считал нужным платить за дружеские посиделки в ресторанах – денег на этот случай у него никогда не оказывалось. Но зато когда в безвестности и бедности прозябала остаток жизни Марго Фонтейн, он посчитал нужным переводить ей деньги, оставаясь анонимом. Она и не догадывалась, что ей помогает бывший партнер.
Фото: liveinternet.ru В 86 году уходит из жизни Эрик Брун. Года спустя – мать. Советские власти разрешили Рудольфу ненадолго увидеть маму перед ее кончиной. В 91-м году от рака умирает Фонтейн, не догадываясь, что ее любимый партнер, с которым ее разлучила судьба, смертельно болен и что жить ему осталось недолго. Он переживет ее на пару лет.
Танец умирающего тигра
За ненасытную жизнь Нурееву пришлось расплачиваться здоровьем. СПИД он скрывал ото всех. Диагноз был поставлен Нурееву в 1984 году, ему было 45 лет. С помощью денег он надеялся вылечиться, пробовал все экспериментальные методы на себе. На борьбу с болезнью ежегодно он тратил до 2-х миллионов долларов. Увы, избавиться от СПИДа не получилось.
Фото: chuchotezvous.ru
В 88-м ему исполняется 50. Его чествуют все театры мира. Приглашает выступить и родной Кировский театр, что был на гастролях в Ленинграде. Родной город, где он учился и театр, где танцевал. Публика неистово рукоплескала и рыдала. Рудольф был словно раненый зверь. Очевидна стала его болезнь, которую невозможно было уже скрыть. Взору даже неопытного зрителя-наблюдателя было понятно, что артист тяжело болен и танцует на грани сил, превозмогая себя.
В 91-м году Нуреев не мог танцевать физически. Тогда он выходит на сцену в качестве дирижера. Он не может жить без театра, музыки, зрителя. И балета. Последнее, что хотел сделать Нуреев – поставить "Баядерку" на сцене Гранд-Опера. Балет он ставил даже не сидя, а полулежа на подушках – настолько плохим было его самочувствие. Кивком головы или жестом он показывал артистам, как нужно делать элементы. Ему пришла в голову мысль дирижировать поставленным балетом. Врачам удалось убедить Рудольфа, что 3-хчасовое стояние за дирижерским пультом может привести к смерти. Балет он успел поставить. А 8 октября 1992 года получил высшее звание в области культуры Франции – кавалера ордена почетного легиона. Зал аплодировал стоя, но Нуреев не смог встать с кресла.
Врач, который его обследовал, рассказывал, что облик артиста стал напоминать Петрушку, которого он раньше танцевал. Чем ему становилось хуже, тем более покладистым становился его характер. Неистовый зверь превращался в послушного, спокойного, податливого, умирающего человека.
6 января 1993 года его не стало. В возрасте 54-х лет Нуреев скончался во Франции и был похоронен по завещанию на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа.