Демонстрация произведений искусства на рабочем месте может повысить производительность труда сотрудников, их настроение и физическое благополучие, а также укрепить межличностные связи между сотрудниками и клиентами. Десятки научных исследований, проведенных в основном в Соединенных Штатах и Европе за последние 10 лет, выявили множество способов — от практических до неосознанных, — с помощью которых установка продуманно подобранных предметов искусства на рабочем месте может улучшить опыт сотрудников и их достижения, а также помочь донести правильное послание для клиентов компании. Как же выбрать лучшее произведение искусства для рабочего места?
Искусство как инструмент поиска путей, культуры и сопричастности сотрудников
Рабочее место часто может казаться лабиринтом из столов, коридоров и дверей. Поскольку наш мозг запоминает особенности окружающей среды, искусство может с пользой функционировать как ориентир, помогая людям, путешествующим по пространству, вспомнить, где они были. Оно также может пригодиться при указании направления.
Среди множества вариантов решения проблем брендинга и корпоративной культуры на рабочем месте искусство может помочь донести ключевые идеи бренда невербальным способом. Например, организация, демонстрирующая необычные произведения искусства, скорее всего, будет рассматриваться как ведущая бизнес менее традиционными способами или продающая менее традиционные продукты; искусство, которое, по-видимому, основано на нескольких этнических традициях, может свидетельствовать о мультикультурных методах управления; а искусство, изображающее известные и престижные места, такие как Кремль, может указать историю сотрудничества с могущественными союзниками. Точно так же, если существующий арт иллюстрирует вопросы, представляющие общий интерес, и коллективную идентичность такие, как экологически ответственное поведение или здоровье детей, это может поддерживать чувство единства, будь то среди сотрудников или между организацией и ее клиентами. Кроме того, в то время как рабочая среда иногда может ощущаться как отдельная вселенная, искусство на рабочем месте может служить средством освещения местной культуры и сообщества, создавая мост между рабочим местом и его окружением. Успешные корпоративные коллекции часто представлены местными художниками и демонстрируют прямую отсылку к ближайшей культурной среде.
Для организаций, надеющихся дать сотрудникам ощущение самостоятельности на рабочем месте, предоставление работникам возможности выбирать и позиционировать свои собственные произведения искусства может дать им чувство контроля, которое было связано с повышением профессиональной эффективности на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Картины или оформленные принты, размещенные с участием сотрудников, делают этот шаг еще дальше, позволяя сотрудникам взаимодействовать с произведениями искусства после инсталляции на их собственных условиях. В целом, сотрудники проявляют наибольшее внимание к деталям, лучше обрабатывают информацию и управляют ею, а также демонстрируют высочайший уровень гражданской позиции в организации, когда на их рабочих местах демонстрируются произведения искусства и допускается их выбор и размещение.
Роль искусства в стрессе, здоровье и производительности сотрудников
Доказано, что, подобно доказанному реабилитационному воздействию в больницах, искусство на рабочем месте также улучшает самочувствие и производительность сотрудников. Это важно, поскольку офис может легко стать местом стресса и напряженности, а люди становятся когнитивное истощенными после длительных периодов высококонцентрированной работы.
Просмотр произведений искусства, особенно реалистичных сцен природы, помогает работникам восстановить умственную энергию и снизить стресс. Неудивительно, что оба эти эффекта повышают работу мозга. Просмотр изображений природы в произведениях искусства также был связан с более низким уровнем гнева на рабочих местах. По материалам исследований, каждый четвертый работник сообщает о чувстве хронической злости, которое было связано с негативными последствиями, такими как ответное поведение, межличностная агрессия, низкая производительность труда, прогулы и повышенная текучесть кадров. Люди, которые работают в помещениях, украшенных эстетически привлекательными произведениями искусства, обычно испытывают меньше стресса и гнева в ответ на разочарование, связанное с выполнением задачи, и, таким образом, помогают создать более благоприятную атмосферу для сотрудничества и получения удовольствия на рабочем месте.
Межличностное взаимодействие также является результатом искусства, которое вызывает дискуссии среди сотрудников. Если креативность, инновации и открытые беседы являются элементами предполагаемой культуры организации, размещение привлекательных художественных работ может помочь обосновать эти ценности и сделать их визуально доступными.
Сотрудники, как правило, более склонны к сотрудничеству и открыты для рассмотрения различных точек зрения, когда им показывают изображения, которые они находят приятными, включая изображения мест, с которыми они чувствуют связь — например, сотрудник в Москве смотрит на красивую фотографию Сити или Парка Горького с набережной, или сотрудник в Нижнем Новгород видит картину с изображением реки Волга.
Было также показано, что Арт Объекты обладают высокой эмоциональной ценностью для зрителей, больше, чем живопись, которые понимаются как продолжение творчества их создателей, их личный манифест.
Так называемые Objet d'art, небольшие предметы декоративного искусства, размещенные по всему рабочему месту, это один из методов поощрения размышлений и, как следствие, общественного обсуждения, а также привития визуального и материального интереса к рабочей среде при низких затратах. Они могут быть развернуты в большом количестве и в разных масштабах и предлагают индивидуальность без излишнего персонального нарратива.
-Если креативность, инновации и открытое общение являются элементами предполагаемой культуры организации, размещение привлекательных иллюстраций может помочь обосновать эти ценности и сделать их визуально доступными-
Искусство, как и природа, важно своей способностью переносить зрителя на другой ментальный план, переживание, часто описываемое как изумление или благоговейный трепет, то есть своего рода “переживание необъятности восприятия: ощущение, что человек столкнулся с чем-то огромным по размеру, количеству, размаху, способностям или социальному положению”. Когда люди испытывают благоговейный трепет, это может значительно снизить уровень воспаления, которое может привести к хроническим заболеваниям, включая диабет, депрессию и сердечно-сосудистые заболевания. Это также может стимулировать более эффективную обработку информации, позволяя людям чувствовать себя менее торопливыми, более терпеливыми и более готовыми стать волонтерами. В медицинских учреждениях показ сцен природы был связан с более низким уровнем воспринимаемой пациентами боли, стресса, тревоги, усталости и общего расстройства и обычно оценивается как “позитивное отвлечение” (то, которое вызывает приятные чувства и удерживает внимание, не вызывая стресса, тем самым блокируя тревожные мысли). Пациенты также больше общаются друг с другом, становятся менее беспокойными и спокойнее, когда перед ними открываются виды природы.
Задача выбора “правильного” произведения искусства
Хорошо продуманные художественные решения для рабочего места будут учитывать особенности контента, текстуры, масштаба и позиционирования. Изображения природы, вызывающие позитивное настроение, часто включают травянистые участки, перемежающиеся зарослями лиственных деревьев, зеленую листву, вид на горизонт, мягко струящийся водоем и область переднего плана, в которую может ступить зритель. Для достижения наилучшего эффекта эти виды должны открываться с небольшой возвышенности, как будто смотришь вниз, в зеленеющую долину.
В исследованиях, когда дело доходило до изображений людей, вызывание в воображении образов нашего далекого прошлого, в форме визуализации старших поколений, было отмечено улучшение результатов тестов на интеллект. Художественные работы, на которых изображены люди, о которых заботятся, уменьшают сильную реакцию на угрожающие или стрессовые ситуации, напоминая нам о чувстве любви. Такое состояние ума способствует более эффективному функционированию во время стрессовых ситуаций и большей активации успокаивающих психических ресурсов после этого.
Большинство положительно воспринятых произведений искусства имеют умеренную визуальную сложность; хорошим примером являются картины импрессионистов. Искусство, которое кажется слишком простым или слишком сложным, с большей вероятностью окажет негативное влияние на настроение. То же самое касается цветов и узоров, которые не настолько знакомы, чтобы быть скучными, но и не настолько незнакомы, чтобы сбивать с толку. Горизонтальные и вертикальные линии (в отличие от диагоналей) и изогнутые линии (в отличие от прямых) легче всего воспринимать, как и симметричные (в отличие от асимметричных) изображения. Приятные и интересные визуальные эффекты предпочтительнее сложных. Зрители, как правило, предпочитают чувствовать, что они понимают произведение искусства. С этой целью репрезентативное или фигуративное искусство является лучшим выбором, чем абстрактные произведения.
Компании, решающие выразить индивидуальность своего бренда с помощью «суперграфики» и т.д., могут добиться некоторых таких преимуществ искусства, как визуальный и коллективный, хотя более субъективные реакции, такие как спокойствие и любопытство, скорее всего, будут упущены.
Но внедрение искусства как инструмента улучшения самочувствия сотрудников - задача не столь однозначная, как доказывает совокупность свидетельств о тонком интеллектуальном, эмоциональном и физическом влиянии искусства. Это особенно актуально на рабочих местах, каждое из которых имеет уникальные пространственные ограничения, культурные особенности и организационные цели.
Как видим, искусство и корпоративный офис вполне уживаются в одном пространстве, и, как и в любом деле, лучше заручится в этом помощью профессионалов- кураторов и психологов. Это принесет свои плоды.