"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

26 июня 2017 12:32

Ад для маленького человека – “Холодное танго” Павла Чухрая

После десятилетнего “кинематографического молчания” выдающийся кинорежиссер Павел Чухрай снял душераздирающую военную драму “Холодное танго”.

Фото: Кинопоиск.ру
Фото: Кинопоиск.ру

Фильм вышел в российский прокат в день памяти и скорби, безусловно, неслучайно. Обычно в такие даты зрители ожидают увидеть на экранах патриотическую киноленту о победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, поэтому те, кто решил, что “Холодное танго” об этом – прогадали. Новая драма Чухрая – это история о любви и о людях, чья жизнь исковеркана кровавыми политическими режимами.

1941 год, Литва оккупирована фашистами,  мальчик Макс вне закона – еврей. Чудом, спасшись от смерти, единственный из всей семьи, он бежит в свой старый дом, встречает литовку Лайму и влюбляется. Отец девочки полицай, но, несмотря на это прячет “жида” в кладовке. На следующий день в гости с проверкой заглядывает немец и насилует возлюбленную Макса, тот, зажав кухонный нож в руке, рыдает в темном углу. В этот же вечер его прогоняют, и он уходит в партизаны. Проходит десять лет, Литва теперь советская, а мальчик вырос и вернулся в родные края.  Отношения с Лаймой не складываются, старые раны не зажили, а политические разногласия уже наделали новые.  Картина вдохновлена романом Эфраима Севелы “Продай свою мать”, правда, в существенной переработке режиссера.

Фото: Кинопоиск.ру

Заметно, что режиссер в картине старается существовать в качестве стороннего и, что немаловажно, беспристрастного наблюдателя. Он не дает определенных, истинно верных оценок и интерпретаций персонажам и событиям, не делит мир на плохих и хороших (не считая фашистов – убийц женщин и детей), хотя на сегодняшний день публика совсем не против таких разъяснений.

Внутренний мир персонажей здесь многогранен и неоднозначен. Героев мучает проблема выбора. Им приходится принимать роковые решения, которые, кажется, невозможно принять. Например, кого из двоих детей мать должна спасти от смерти. В экстремальных ситуациях человек, не задумываясь, переступает через моральные законы, но разве можно его в этом винить? Такие сложные и глубокие по характеру персонажи для Чухрая типичны, их мы видим и в “Воре” и в “Водителе для Веры”. Кстати, все эти киноленты похожи между собой по смыслу и настроению. Недаром, критики уже успели окрестить их трилогией о Сталинской эпохе. 

Фото: Кинопоиск.ру

Главные герои фильма Лайма (Юлия Пересильд) и Максим (Риналь Мухаметов), как Ромео и Джульетта априори не могут стать счастливыми. Забыть пережитое не получается. Она совершенно опустошенная внутри, больше не верит в светлые чувства, он ненавидит семью возлюбленной. Вопреки обстоятельствам они вместе, но их любовь неудачная попытка вернуться к нормальной жизни.

“Холодное танго” тяжелый фильм, два часа боли и страданий, непременно, заставят сентиментального зрителя расплакаться. Фрагмент в гетто, где детей разлучают с матерями и отправляют в лагерь, мучительный. До этого Павел Чухрай уже затрагивал тему холокоста в своем документальном фильме “Дети из бездны”, поэтому можно утверждать, что в новой картине режиссер с доскональной точностью воспроизводит эти события. Крики, слезы, испуганные до ужаса детские глаза и протянутая в надежде на спасение маленькая ручка, от всего этого у зрителей мороз по коже.

Фото: Кинопоиск.ру

Лейтмотив всего фильма – актуальная по сей день тема маленького человека. Загнанные в угол кровавыми режимами люди лишаются права на свой взгляд на жизнь. Подстраиваясь под нужные рамки они, превращаются в чудовищ, которые не скупятся на ложные доносы и убийства. Режиссер показывает всю беспощадность политической машины, ее стремительную изменчивость. Тот, кто сегодня имел высокую должность и авторитет, завтра выброшен на помойку, как майор Таратута (Сергей Гармаш).  Таким переработанным “продуктам” системы, в конце концов, остается только одно – припасть к бутылке и кричать: “Эх, родина, что же ты такая строгая, не пожалеешь, не простишь!”. Этим, в общем, фильм и заканчивается. 

А дальше титр, где дана статистика погибших от фашистов евреев, ссыльных Советами литовцев и умерших во время освобождения Литвы советских солдат. Такое соседство смущает, ведь претендуя на полную беспристрастность, можно было бы обойтись без невольных аналогий между фашистами и коммунистами.


Фото: Кинопоиск.ру
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть