Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

26 февраля 2024 13:13

Брат Алексей

К 65-летию со дня рождения Алексея Балабанова.

Алексей Балабанов. Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ.
Алексей Балабанов. Фото: Алексей Куденко / Коммерсантъ.

Накануне, 25 февраля 2024 года, мог бы отметить 65 лет кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов (1959 – 2013). Человек, отчество которого глубоко уходит корнями в советский менталитет, стал мастером "нового российского кино" и создал фильмы, которые стали культовыми – неожиданно, в том числе, и для их постановщика. Это, конечно же, дилогия "Брат", "Жмурки", "Груз 200" и другие.

К посмертному юбилею Балабанова "Ъ" подготовил материал на основе своих публикаций о его проектах за разные годы. Эта статья стала своеобразной "ретроспективой" творчества режиссера.

По "воспоминаниям" издания, первый отзыв о Балабанове относился к январю 1994 года и был вписан в контекст Ялтинского кинофестиваля, на который съехались лица, которых пафосно назвали "звездами "новой волны" российской режиссуры". Тогда Балабанов успел снять всего один полный метр — "Счастливые дни" в 1991 году – и работал над вторым. То был "Замок" по одноименной книге Франца Кафки. С момента выхода "Замка" "Ъ" стал следить за творческой биографией режиссера. "Замку" посвятили рецензию, где говорилось: "Кафка написал притчу об отчуждении. Алексей Балабанов снял притчу о свободе. Методом простого сравнения находим искомый результат. Отчуждение и есть свобода".

В течение жизни газета взяла у Балабанова несколько интервью, а также откликалась на его новые произведения рецензиями. Цитировать мы их не будем, чтобы ознакомиться, достаточно пройти по ссылке. Но в статье интересно представлена разносторонность наследия режиссера.


Кадр из фильма "Брат". Фото: filmz.ru

Конечно же, нельзя пройти мимо диптиха "Брат". Этот фильм "родом из 90-х" не забывается и по сей день. Более того – он до сих пор вызывает у многих неприятие, граничащее с ненавистью. Хотя, казалось бы, будь фильм просто продуктом соответствующей эпохи, он бы просто исчез из памяти людей, лишь только сошел с экранов. Но, видимо, именно о таких художественных проектах говорят, что они "разделили общество". Удивительно, что претензии к фильму лежат как в области идеологии (что логично, потому что убивать, естественно, нехорошо, и Данила Багров – не герой, а антигерой, персонаж, воплощающий отрицание через утверждение), так и в сфере достоверности и правдоподобия. Совсем недавно я читала огромный пост в ЖЖ, где обе ленты разбираются поэпизодно с точки зрения "так не могло быть, потому что так не могло быть". Честно говоря, удивительны подобные заявки. Естественно, кино – пространство условности. А что так не могло быть, так и ведь и слава Богу, нет?.. Хотя поклонники дилогии, напротив, находили в обоих фильмах едва ли не пророчества и всерьез равняли Балабанова с Нострадамусом.

К слову, все попытки снять фильм "Брат-3" в итоге оказались пшиком. Родившаяся в результате долгих "потуг" картина не имела никакой сюжетной связи со знаменитой дилогией, и, хотя и раскрывала снова "бандитскую" и "маргинальную" темы, но не произвела на зрителей впечатления. Многие советовали команде создателей не спекулировать на громких именах и сменить проекту заглавие. Пожалуй, это было бы этичнее.

Думается, прав тот, кто после безвременной кончины Алексея Балабанова в возрасте всего-то 54-х лет запустил фразу о его культовом детище: "Брат" – самый отвратительный. Но и самый страстный фильм нового российского кинематографа". Это очень точное определение. Диптих о наемных убийцах отвратителен по сути, но в нем есть мощный драйв, приковывающий к ленте не только зрительское внимание, но и общественные дискуссии. Такого нельзя сказать, допустим, о "Жмурках", жанр которых можно условно определить как "криминальная комедия" или "бандитская комедия". Замечание газеты о "необычайной концентрации идиотов на квадратный метр" и о том, что зрителю для вживания в этот фильм стоит заранее "включить тупого", единственно верное. Однако "Жмурки" не волнуют социум и не провоцируют его на "анафемы", хотя Балабанов до провокаций был великий охотник и по ним специалист.

Что же касается разносторонности, то в 2005 году Алексей Балабанов сделал лирическое повествование "Мне не больно" – и сейчас, пытаясь вспомнить, видела ли этот фильм, я должна с грустью констатировать, что или не смотрела, или забыла. Тогда как Данилу Багрова с пистолетом, что называется, "не развидеть".


Кадр из фильма "Мне не больно". Фото: ruskino.ru

"В вину" режиссеру ставили и его остросоциальные произведения "Война", "Про уродов и людей", "Груз 200" и "Морфий". Не претендуя на полноту и даже правоту своего взгляда, скажу одно: а вдруг секрет "отталкивающести" этих фильмов лежит как раз в соотношении зеркала и физиономии?.. Балабанов умел находить в окружающей действительности самое неприглядное. И делал его еще более мерзким. Уж, наверное, не ради поэтизации. А ради того, чтобы общество содрогнулось от ужаса. И ему это удалось. Недаром сам режиссер, не выбирая выражений, однажды сказал в интервью: "Все мои фильмы сначала обгаживают, а потом они востребованными оказываются".

Впрочем, теперь с уверенностью можно говорить лишь об одном: новых фильмов Балабанова уже точно не будет. Но они были. И, как бы там ни было, это вклад в отечественный кинематограф.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть