Сыктывкарская гофманиада на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"
12 ноября 2019
"Мужики!", бабы и деревенский дом кинорежиссера Искры Бабич
12 ноября 2019
"Видеть музыку". "Шут" и "Свадебка". Итоговый обзор балетных постановок
12 ноября 2019
Мюзиклы на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку". Итоги
12 ноября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 октября 2018 16:13

"Человек на луне" Дэмьена Шазелла: хороший парень Нил Армстронг

В прокате идёт новый фильм автора “Ла-Ла-Ленда” и “Одержимости” Дэмьена Шазелла. Это байопик о Ниле Армстронге, космонавте, который первым ступил на поверхность Луны.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

“Человек на Луне” в этом году открывал Венецианский кинофестиваль и для самого Шазелла стал первым крупнобюджетным фильмом поистине голливудского размаха. По крайней мере, в теории. На деле же всё оказалось похоже на очень личную историю, для которой пафос и эпичность суть черты необязательные. Ревизор.ру рассказывает о том, удалось ли режиссёру сказать что-то новое в жанре.

Нил (Райан Гослинг) – надёжный парень, самый обычный американец-семьянин своего времени, хороший коллега и друг. Только профессия необычная – он астронавт, и работа  для него в один момент становится не столько призванием, сколько лекарством.  Они с женой (Клер Фой) тяжело пережили смерть дочери, и Нил нашёл утешение в новом проекте НАСА – высадке на Луну. 

“Маленький шаг для человека, и большой скачок для человечества”, - известная на весь мир цитата Нила Армстронга, конечно, прозвучит в фильме, но не торжественно и чеканно, а попросту волнительно и ответственно. В том, как Шазелл обставил эту фразу – весь герой Армстронга по фильму, то есть скромный человек, который просто делает свою работу.

Исторический портрет  и характер героя сами ставят режиссёра в рамки и не дают ему возможности лишний раз покрасоваться, вот он и бьёт себя по рукам: то муха в ракету залетит, то в самые бытовые моменты, на ровном месте произойдёт страшное, то сын в ответ на фразу “Твой отец полетит в космос” наивно скажет: “Хорошо” и пойдёт дальше по своим делам.  Ничего особенного. Идею реализма картины подкрепляет ручная камера оператора Линуса Сандгрена, а психологизм  – крупные планы героев, особенно во время полётов.

Фото: kinopoisk.ru

Тем не менее, космические сцены и сцены в НАСА  – самая слабая сторона «Человека на Луне».  Всё это либо скучно, либо мы это видели тысячу раз. Сам аттракцион полёта в космос работает с перебоями: всё-таки чтобы ощутить себя внутри ракеты, мало бешено трясущейся камеры, но зато первый шаг на Луне и правда можно испытать как свой собственный.  
 
Всё же гораздо лучше выглядят эпизоды в доме Армстронга, с его женой Джанет. Их камерность, особенно в моменты единения героев, заставляет вспомнить о лице автора. Во время танца в приглушённом свете или в сценах, снятых на плёнку 16 мм, изображение по-настоящему оживает. Такой же эффект сообщает фильму сама Клер Фой, по фильму жена Нила (её непременно ждёт номинация на Оскар). Жаль лишь, что Шазелл не уделил ей  и вообще истории между ней и мужем больше внимания. Только в последней тихой сцене встречи Джанет и Нила после полёта в космос Шазелл снова проговаривается: не интересны ему все эти протоколы, пресс-конференции, инструкции и красоты космоса. Вот два человека, и скорбь между ними, наконец, больше не стоит.

Фото: kinopoisk.ru

Но основная проблема фильма лежит в плоскости сценария. Его написал Джош Сингер – человек, зарекомендовавший себя как оскаровский автор (“В центре внимания”, “Секретное досье”).  Шазелл ведь обычно снимает про мечту и путь к ней, а в этот раз строит фильм вокруг героя, который не горит надеждой и желанием, а просто любопытствует, томно поглядывая на ночное светило. Даже если его скрытая идея фикс о Луне и воплощается, до этого фильму  категорически не достаёт внутреннего стремления, движения к цели, и даже ритмичный монтаж Тома Кросса не в силах расшевелить историю. К  слову, скучно и тесно в картине и постоянному композитору и товарищу Шазелла Джастину Гурвицу, который отчаянно старается, чтобы зритель не заснул во время просмотра.

В целом “Человек на Луне” избирает безопасные пути  байопика про национального героя и фильмов про космос. И в этом жанровом котле чужой сценарий странно смешался с привычной милой сентиментальностью самого режиссёра. Без визуальных изысков и эпичных реплик на выходе получился плохой Терренс Маллик. Но никак не Дэмьен Шазелл.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Сыктывкарская гофманиада на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"
"Мужики!", бабы и деревенский дом кинорежиссера Искры Бабич
"Видеть музыку". "Шут" и "Свадебка". Итоговый обзор балетных постановок

В Москве

Мюзиклы на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку". Итоги
"Видеть музыку". Итоговый обзор оперных спектаклей
Хорошее кино всегда в дефиците, но оно есть. В Москве открывается 39-й международный студенческий фестиваль ВГИК
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть