Нил (Райан Гослинг) – надёжный парень, самый обычный американец-семьянин своего времени, хороший коллега и друг. Только профессия необычная – он астронавт, и работа для него в один момент становится не столько призванием, сколько лекарством. Они с женой (Клер Фой) тяжело пережили смерть дочери, и Нил нашёл утешение в новом проекте НАСА – высадке на Луну.
“Маленький шаг для человека, и большой скачок для человечества”, - известная на весь мир цитата Нила Армстронга, конечно, прозвучит в фильме, но не торжественно и чеканно, а попросту волнительно и ответственно. В том, как Шазелл обставил эту фразу – весь герой Армстронга по фильму, то есть скромный человек, который просто делает свою работу.
Исторический портрет и характер героя сами ставят режиссёра в рамки и не дают ему возможности лишний раз покрасоваться, вот он и бьёт себя по рукам: то муха в ракету залетит, то в самые бытовые моменты, на ровном месте произойдёт страшное, то сын в ответ на фразу “Твой отец полетит в космос” наивно скажет: “Хорошо” и пойдёт дальше по своим делам. Ничего особенного. Идею реализма картины подкрепляет ручная камера оператора Линуса Сандгрена, а психологизм – крупные планы героев, особенно во время полётов.
Фото: kinopoisk.ruТем не менее, космические сцены и сцены в НАСА – самая слабая сторона «Человека на Луне». Всё это либо скучно, либо мы это видели тысячу раз. Сам аттракцион полёта в космос работает с перебоями: всё-таки чтобы ощутить себя внутри ракеты, мало бешено трясущейся камеры, но зато первый шаг на Луне и правда можно испытать как свой собственный.
Всё же гораздо лучше выглядят эпизоды в доме Армстронга, с его женой Джанет. Их камерность, особенно в моменты единения героев, заставляет вспомнить о лице автора. Во время танца в приглушённом свете или в сценах, снятых на плёнку 16 мм, изображение по-настоящему оживает. Такой же эффект сообщает фильму сама Клер Фой, по фильму жена Нила (её непременно ждёт номинация на Оскар). Жаль лишь, что Шазелл не уделил ей и вообще истории между ней и мужем больше внимания. Только в последней тихой сцене встречи Джанет и Нила после полёта в космос Шазелл снова проговаривается: не интересны ему все эти протоколы, пресс-конференции, инструкции и красоты космоса. Вот два человека, и скорбь между ними, наконец, больше не стоит.
Фото: kinopoisk.ru
Но основная проблема фильма лежит в плоскости сценария. Его написал Джош Сингер – человек, зарекомендовавший себя как оскаровский автор (“В центре внимания”, “Секретное досье”). Шазелл ведь обычно снимает про мечту и путь к ней, а в этот раз строит фильм вокруг героя, который не горит надеждой и желанием, а просто любопытствует, томно поглядывая на ночное светило. Даже если его скрытая идея фикс о Луне и воплощается, до этого фильму категорически не достаёт внутреннего стремления, движения к цели, и даже ритмичный монтаж Тома Кросса не в силах расшевелить историю. К слову, скучно и тесно в картине и постоянному композитору и товарищу Шазелла Джастину Гурвицу, который отчаянно старается, чтобы зритель не заснул во время просмотра.
В целом “Человек на Луне” избирает безопасные пути байопика про национального героя и фильмов про космос. И в этом жанровом котле чужой сценарий странно смешался с привычной милой сентиментальностью самого режиссёра. Без визуальных изысков и эпичных реплик на выходе получился плохой Терренс Маллик. Но никак не Дэмьен Шазелл.