Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 ноября 2023 11:46

"Дворец": скандал, веселье и канон

Писатель Михаил Гундарин – специально для "Ревизора.ru".

Кадры из фильма "Дворец". Все фото: kino-teatr.ru
Кадры из фильма "Дворец". Все фото: kino-teatr.ru

"Дворец" Романа Полански (а ему, на минуточку, 90 лет!) – развеселый капустник, шоу со звездами, а ещё и зрелище, крепко сделанное и несущее коренные для великого режиссёра смыслы.

Как и в случае с новым фильмом Вуди Аллена, я опасался, честно говоря, увидеть жалкие развалины величия, оправданные только возрастом и былыми заслугами. Слава Богу, всем бы молодым такие "развалины", и в том, и в другом случае!  Возможно, у Аллена его "Великая ирония" сделана изящнее. Но зато у Полански постановка куда масштабнее. Это ж надо было со всем справиться! Повторю – получилось.
 
Итак, на встречу 2000 года в высокогорный швейцарский отель съезжаются престранные личности. Элита! Бывшая рок-звезда (играет, и отлично, Микки Рурк), бывшая порно-звезда мужского пола, молодые русские бандиты с чемоданами денег (тут хорош Александр Петров), пластический хирург, его жена с болезнью Альцгеймера и его же престарелые фанатки-пациенты, деревенские "чудики" из чешской провинции, престарелый миллиардер с юной бодипозитивной женой (его играет звезда шоу Монти-Пайтон Джон Клиз...). Похотливая престарелая маркиза с карикатурной собачкой (сама Фанни Ардан!). И много кто еще. Все это в карнавальную ночь конца века клубится, сверкает и несется колесом – но директор отеля (прекрасная роль Оливера Мазуччи) умудряется со всем справляться. Немудрено вроде, весело, динамично – и со смыслами.



Прежде всего, в своём, возможно, последнем фильме (Полански заявлял об уходе из кино) автор "Ребенка Розмари" и "Жильца", " Китайского квартала" и "Пианиста" (Какие фильмы! А сколько не названо!) верен фирменному антибуржуазному пафосу. Бунтарем он пришёл в кино, бунтарем и уходит. Взять хотя бы последний кадр, когда панорама Дворца после оргии заканчивается издевательской сценой совокупления... (Не скажу кого с кем, но, поверьте, вы такого ещё не видели!). И вообще, все эти малоприятные, по сути, персонажи, от обладателей old money до нуворишей – все они представители того мира, который, кроме насмешки, ничего не заслуживает. Но здесь это насмешка, скорее, добрая и ностальгическая. Полански жил в мире гламура и абсурда конца века, был его частью, и этот мир, несомненно, уже исчез. Как раз 2000 год – важнейшая точка невозврата. Такой локальный апокалипсис. Мир точно стал с тех пор менее ярким. Да и просто – другим. Сюда же отнесем и знаменитое ТВ-выступление Ельцина, показанное в фильме, – конец эпохи (говорят, там был ещё и Путин, тоже по ТВ, но в нашем прокате вырезали, от греха подальше)!



Верность прошедшей эпохе, очевидно, и вызвала неприязнь западных критиков. Неприязнь – это еще очень мягко сказано. Вот несколько цитат из очень серьезных изданий: "вялый отельный фарс… безвкусный и безрадостный, путающий сексуальное отвращение с возбуждением". Мол, юмор фильма – с давно истекшим сроком годности. "Даже в 90 лет Полански хочет быть "плохим мальчиком". Однако в "Дворце" он просто плохой режиссер". "Не могу поверить, что режиссер, всего четыре года назад снявший "Офицера и шпиона", опустился так низко, что вдруг потерял свой ум, свою ясность, свою иронию, свою элегантность", "Что в нем такого скандального? Более или менее все". И даже так: "Критики уходили с показа, травмированные увиденным".

Прямо скажем, травмированных критиков не жалко. Я вот ушел из зала  развеселившимся, как и вся московская публика (прокат вполне легальный). Конечно, такой негатив – в России лучшая реклама фильму. Но не стоит и ожидать от него слишком многого. Те западные коды, те универсалии, на которые покусился Полански, нам с вами даже непонятны. Поэтому скандальным фильм не назовешь ни со знаком минус, ни со знаком плюс.



Может быть, все дело в загадочной славянской душе? Полански долго шел путем универсального западного режиссера, а тут вернулся к истокам. Очень по-нашему вышло! Ведь мы и сами, как Полански, не прочь добродушно посмеяться над буржуазными фриками и новыми русскими в частности. "Дворец" дает нам не больше и не меньше этой. Но! Этот фарс, думаю, может войти в самый дорогой для нашего зрителя – новогодний – канон, а это многого стоит!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть