Идея — хорошо, а жизнь — лучше
23 апреля 2024
Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
22 апреля 2024
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
22 апреля 2024
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра
22 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 ноября 2022 13:31

Эльдар Рязанов: "бренд" советского кинематографа

Исполнилось 95 лет со дня рождения блистательного режиссера.

Эльдар Рязанов. Фото: tvcenter.ru
Эльдар Рязанов. Фото: tvcenter.ru

18 ноября 1927 года в Самаре родился мальчик, которому суждено было изменить только зародившееся и находящееся тогда в процессе становления советское кино не просто в лучшую сторону – а оставить следующим поколениям кинематографистов образцовые фильмы. Современное слово "бренд", возможно, не лучшее – но оно здесь уместно, так как превзойти Эльдара Рязанова в жанре лирической комедии никому еще не удалось. А ремейки его лучших кинокартин, снятые в новой России, только огорчают…

Эльдар Рязанов – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт, драматург, продюсер, телеведущий, педагог, профессор, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых... или человек, который не нуждается в представлении.

К 95-летию со дня рождения великого кинорежиссера ресурс "Культурология" подготовил материал, объединяющий самые любопытные факты из биографии Эльдара Александровича. Например, там сообщается, что Эльдар Рязанов родился в "непростой" по советским меркам семье: его отец и мать служили в советском торговом представительстве в Иране, а потом жили в Москве. Эльдар Рязанов рос с отчимом Львом Коппом, однако носил фамилию и отчество родного отца (кстати, тот был репрессирован, у сына могли быть неприятности, но обошлось, как позже говорил режиссер). При этом второй муж матери относился к нему как к родному.

Эвакуацию военных лет семья Рязановых пережила в родной Самаре, носившей название Куйбышев. В конце жизни, в 2012 году Эльдару Рязанову присвоили звание "Почетный гражданин Самары". Какое-то время в связи с инженерной работой отчима они жили также в Нижнем Тагиле. В столицу семейство вернулось после Великой Отечественной войны. Нельзя было сказать, что Рязановы сильно бедствовали в войну – однако Эльдар Рязанов хорошо помнил голодное детство и в благополучные времена старался "отъесться". По его собственным воспоминаниям, он любил ходить в театры, особенно в Большой, где в буфете продавали сладости без карточек. Сладкоежка Рязанов смолоду набрал полноту и до конца жизни оставался корпулентным мужчиной.


Семья Рязановых-Коппа. Фото: kulturologia.ru

В юности Эльдара Рязанова больше привлекала литература, а не кино. Он мечтал стать то путешественником, то писателем (впрочем, многие путешественники составляют путевые заметки, так что тут практически нет противоречия). Рязанов пытался поступить в Одесское мореходное училище – но на его письменное заявление о приеме не пришел ответ, и молодой человек решил поступать во ВГИК на режиссерский факультет. Сюда его приняли. Никто еще тогда не знал, каким судьбоносным станет этот миг для отечественного и даже мирового кинематографа.

Мастерскую Григория Козинцева Эльдар Александрович окончил с отличием, хотя в процессе учебы его чуть не отчислили за неуспеваемость – но юноша "пополемизировал" с ректором и не столько убедил его в своей правоте, сколько удивил дерзостью и остался в учебном заведении. При этом по молодости выпускник ВГИКа Рязанов вовсе не хотел снимать ни комедии, ни мелодрамы – думал о серьезном кино, создавал документальные фильмы о различных "стройках века" и других советских реалиях. Между прочим, среди них был фильм "Твои книжки" о культуре чтения. Его первым художественным проектом был фильм "Весенние голоса" (в соавторстве с Сергеем Гуровым). В прокат ленту запустили как "Счастливая юность".

Считается, что не кто иной, как Иван Пырьев, директор "Мосфильма", где молодой специалист работал режиссером с 1955 года, обратил внимание Эльдара Рязанова на богатые возможности комедийного жанра и едва ли не принудил снять музыкальную комедию – и даже подобрал для неё исполнительницу главной роли. То была "Карнавальная ночь" – а "внедрили" в неё Людмилу Гурченко. Так начался творческий "дуэт" режиссера и актрисы. В конце советского периода на телеэкраны вышел документальный проект "Восемь девок, один я", нечто вроде современных ток-шоу, где о себе рассказывали восемь излюбленных артисток режиссера: Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова, Ольга Волкова, Лариса Голубкина, Светлана Немоляева и другие, "переходившие" из фильма в фильм – и способствовавшие успеху проектов. Так что отношение к комедии Рязанов вовремя пересмотрел. В зрелости говорил: "Где есть юмор — там есть правда".


Кадр из фильма «Карнавальная ночь» Фото: kulturologia.ru

Юношеская тяга к литературе никуда не делась на протяжении всей жизни. Эльдар Рязанов не написал великого романа – зато создал несколько книг стихов и воспоминаний. Как правило, в его книгах стихи перемежались с мемуарными записями. Особенно показательна одна из последних книг Рязанова "Любовь – весенняя страна". Она была составлена автором, но вышла в издательстве "Эксмо" в 2017 году, когда его самого уже не было на свете. В "Золотой серии поэзии", между прочим.

Благодаря этому сборнику читатели узнали, например, о поэтическом становлении Эльдара Рязанова. Он самокритично признавался, что "невольно подражал" всем тем великим, кого прочитывал, и его поэзия формировалась последовательно "под знаком" Пушкина, Лермонтова, Есенина, Ахматовой (учитывая, что последние двое находились под неофициальным запретом, это было смело), Маяковского, избежав из пантеона русской классики лишь Некрасова. Потом он набрался смелости показать свои опыты какому-нибудь знаменитому поэту – а в 1944 году знаменитее Симонова никого не существовало. Школьник дозвонился небожителю на домашний телефон, и тот, не чинясь, позволил принести ему стихи и назначил прийти через неделю за резюме. Это было полезно для начинающего поэта... но не до конца. Симонов "призвал меня к самодеятельности, сказал, чтобы я перестал подражать другим поэтам, высказал новую для меня в то время мысль, что стихи должны быть неповторимыми и выражать личность автора", - откровенничал Рязанов. Поступая на режиссерский факультет ВГИКа, Рязанов предъявил мастеру Григорию Козинцеву свое стихотворение – собственное литературное творчество было одним из элементов экзамена – и удостоился усмешки: "Симонова, я вижу, вы тоже читали".

Позже Эльдар Рязанов приятельствовал с Александром Галичем, с которым познакомился в доме отдыха под Москвой. Они сотрудничали при работе над фильмом "Дайте жалобную книгу". Но до этого Галич и Рязанов в соавторстве дописали народную "жалистную" песню "Есть по Чуйскому тракту дорога, / Много ездиет там шоферов. / Среди них был отчаянный шофер, / Звали Колька его Снегирев". Колька Снегирев ездил на АМО и был влюблен в суровую Раю, гонявшую на "Форде". Рая сказала, что будет его, только если "АМО" "Форда" перегонит. На этом народный вариант кончался. Коллеги сочинили смертельные гонки машин: Колька упал вместе с верным "АМО" в реку, а Рая убила себя, не выдержав потери.


Кадр из фильма "Дайте жалобную книгу" с участием Эльдара Рязанова. Фото: ruskino.ru

Еще Эльдар Александрович признался,как мистифицировал композитора Андрея Петрова, написавшего музыку к большинству его фильмов. Режиссер не хотел говорить съемочной группе, что вставляет в фильм свои стихи – чтобы не осложнять рабочие отношения. Поэтому свой "хит" "У природы нет плохой погоды" он на голубом глазу выдал… за стихи английского лирика Уильяма Блейка. Петров написал музыку на стихи Рязанова, полагая их текстами других поэтов, трижды. Еще это были песня "Живем мы что-то без азарта", которую Рязанов выдал за слова Давида Самойлова, и "Я, словно бабочка, к огню", приписанное автором Юнне Мориц. После этого Рязанов то ли раскаялся, то ли уверился в своем поэтическом мастерстве и свое авторство скрывать перестал. Не самая красивая история со всех сторон – ведь культурные столичные жители не угадали подмены! – но что есть, то есть. Рязанов этого факта не скрывал, и мы не будем.

В той же книге есть и способное шокировать разоблачение. Эльдар Рязанов не скрывал подозрения, переросшего у него в уверенность, что Гладков – не автор прославившей его пьесы "Давным-давно". Режиссер писал, что Гладков не принимал участия в работе над сценарием фильма по этой пьесе "Гусарская баллада". Рязанов просил его о многих доработках – Гладков обещал, но ничего не делал, надолго пропадал из поля зрения. Проявляясь, не спорил с тем, как корректировал литературную основу Рязанов. Столь странное безразличие и навело Рязанова на крамольную мысль, которая укрепилась по мере приближения фильма к выходу на экраны… Конечно, нельзя не отметить, что Рязанов заговорил об этом, когда Гладкова уже не было на свете, не дав ему возможности оправдаться. И все же его подозрения звучат, скажем так, небеспочвенно.  


Кадр из фильма «Гусарская баллада». Фото: kulturologia.ru

Но сегодня – день рождения Эльдара Александровича, дата, по сути, праздничная, и ее не стоит омрачать черными воспоминаниями. "Ревизор.ru" уже представлял Эльдара Рязанова как поэта. Но тогда цитировалось грустное стихотворение. К посмертному юбилею мастера хочется привести что-то духоподъемное и запоминающееся. Вот такое, например, стихотворение, написанное в 1998 году. Нравоучительное, но искреннее:

***
Жизнь прожить – нехитрая наука:
отыщи любовь да сбереги…
Место жизни – ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.
 
Даже если жизнь обыкновенна,
делай все, что можешь, от души,
понимай всему живому цену
и судить чужого не спеши.
 
Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.
 
Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь – совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.
 
И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Идея — хорошо, а жизнь — лучше
Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть