"Вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры…"
27 мая 2024
"Вероника решает" по роману Паоло Коэльо в театре "Модерн". Постановка Юрия Грымова.
27 мая 2024
В "Старом доме" исследуют природу зла
26 мая 2024
Удмуртия – единственный регион в мире, где празднуется День бабушки!
26 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Идеальные дни", или Просто жизнь

Специально для "Ревизора.ru".

Кадры из фильма "Идеальные дни". Фото из открытых источников.
Кадры из фильма "Идеальные дни". Фото из открытых источников.

Фильм Вима Вендерса "Идеальные дни" – это медитативная история о жизни маленького человека, показывающая высочайший для сегодняшнего дня кинематографический уровень. Чего греха таить, привыкли мы, что в кино должно быть четко выраженное действие, в сценарии прописана арка персонажа, всякие, прости Господи, клиффхэнгеры... Именно этому и учат всякие самозванцы в киношколах (что еще хуже – в литературных школах тоже). Такой сценарий там писать не научат (его автор сам Вендерс, а соавтор – 55-летний японец Такума Такасаки, сценарист, продюсер, автор книг, до этого известный только у себя на родине). Как обычно, отмечу, что лента была в легальном прокате, и это отлично: только в кинотеатре ее и можно оценить.

Настоящему кино нужны штрихи, полутона, психологические крупные планы, правильно и тонко поставленный свет, диалоги, оборванные в нужном месте на полуслове, взгляды персонажей вскользь, детали, которые делают всю картину... Все это у Вендерса – на высшем уровне. Потому фильм, в котором вроде бы ничего не происходит, смотрится с неослабевающим интересом, а иногда прямо поражает. Да и как то есть ничего – жизнь происходит. И на микроуровне действий много, герои не "зависают" в прострации – речь о том, что, в отличие от современного стандарта, отдельные акты не связываются в общий нарратив, рассказ о чем-то "очень важном".  Так же, как в жизни каждого из нас есть просто день, с утра до вечера, а не  некое ежедневное "дело".

 
Перед нами будни токийского уборщика туалетов (выдающаяся роль Кодзи Якусе, недаром отмеченная призом на Каннском фестивале прошлого года). Он живет, натурально, в трущобах (но  очень, по-японски, аккуратных), каждый день едет в крохотном фургончике наводить чистоту, все время слушает кассеты со старой рок-музыкой, иногда ходит в очень простую баню, читает книги... Общается, но мельком, со взбалмошным молодым коллегой по работе, с племянницей, сбежавшей от строгой матери… По сути, это своеобразное монашество в миру. Режиссер сделал героя нищим, супер-эстетом и антипотребителем. Он добровольно ушел из мира богатых и знаменитых (мы никогда не узнаем, почему), чтобы предаться динамической медитации в виде чистки унитазов и наслаждению каждой минутой жизни. Потому и общается с монахами на равных, и вообще видит странное. Достойный путь, между прочим! И – завидный для нас, погрязших в суете и нервной тщете несбывшихся желаний и разочарований.  При этом герой отнюдь не аутсайдер, страдающий хикикомори. Это слово означает тоже чисто японское явление, крайнюю степень установки на размеренную медитативную жизнь – добровольную социальную изоляцию от общества и всех видов общения, стремление свести к минимуму любые контакты с людьми, в том числе с друзьями и родственниками, проводя большую часть своего времени дома. Это уже болезнь. Герой же абсолютно здоров, и в этом вся прелесть. Он сам выбрал свой путь и не спеша идет по нему.

Вендерс всегда умел и любил снимать города. Токио у него – удивителен. Он пронизан светом (кстати, даже унитазы – чистые; ну, простим режиссеру этот отход от реализма). Это город маленьких магазинчиков, крохотных баров, экзотических персонажей, чудаков. В этом ретро-мире странно, но идеально звучит старый рок. (Ведь и название взято у Лу Рида, легендарный Perfect Day). Когда хозяйка крохотного заведения запевает на японском "Дом восходящего солнца", когда в стареньком микроавтобусе поет Патти Смит  или Нина Симон – испытываешь внезапный, немотивированный (а на самом деле инициированный автором) восторг.  Саунд-трек к фильму есть в Сети, рекомендую, и весьма.



В общем, и сам Вим Вендерс, которому нынче 78 лет, демонстрирует удивительное: выход из кризиса, длившегося не один десяток лет. Казалось, что он разучился снимать кино, навсегда остался в 70-х и 80-х. Но вот вернулся с настоящим шедевром, и хорошо, что мы его дождались, почти разучившись смотреть хорошие фильмы. И, как выяснилось, все же мечтая о них.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры…"
"Вероника решает" по роману Паоло Коэльо в театре "Модерн". Постановка Юрия Грымова.
Книга и искусственный интеллект – будущий конфликт или симбиоз?

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть