Юрий Бондарев: командир батареи
30 марта 2020
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой
30 марта 2020
Виртуальные богатства Москвы музейной
30 марта 2020
Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Ищите женщину. Второй Международный зрительский фестиваль авторского кино.

В столице завершился фестиваль, который поднял острые темы и оставил много вопросов.

Фото: tvkinoradio.ru
Фото: tvkinoradio.ru

Погружение в глубины арт-хауса сменяется обыденными и такими человечными сюжетами. В сочетании сложного и простого, очевидного и требующего "пересмотра" дух прошедшего фестиваля.

Фильмом-открытием стали "Маленькие женщины"музы хипстеров Греты Гервиг. В российском прокате с 30 января. Экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт от режиссера "Леди Берд"с звездным составом (Эмма Уотсон, Сирша Ронан, Тимоти Шаламе, Мерил Стрип) стала одной из самых заметных премьер Европы и США конца ушедшего года. Несмотря на кажущуюся незамысловатость сюжета — четыре сестры, девицы на выданье времен войны Севера и Юга ищут себя и решают сердечные дилеммы — это артхаусная лента, предлагающая зрителю постмодернисткую игру с метатекстом.


Фото:vokrug.tv

Собственно, все действие картины помещено в рассказ одной из сестер Джо Марч, начинающая писательница уже успела продать свой замысел в издательство, его купили, но с условием: раз уж это о женщинах, то пусть будет кратко, остроумно и со счастливым концом, под которым, конечно же, подразумевается достойная партия. Идея совсем не близкая, прогрессивно настроенной Джо, желающей "добиваться всего самостоятельно". "У женщины есть ум, душа и сердце. Не могу больше слышать, что наш удел — замужество", — с чувством восклицает она. Муки выбора терзают и младшую сестру, Эмилию — ей приходится отказываться от подлинной любви ради богатства, и старшую, красавицу Меган, сыгранную Эммой Уотсон, роскошную и немного тщеславную фам фаталь, совсем не похожую на отличницу Гермиону.


Фото: marieclaire.ua

Красивая костюмированная мелодрама о замужестве и феминистической повестке — это лишь поверхностный пласт ленты. Номинантка на "Оскар"и "Золотой глобус" Грета Гервиг делает акцент на условности жанра: что происходит в реальности, а что лишь плод воображения Джо — для зрителя остается загадкой.

С издержками традиционалистского дискурса пришлось столкнуться и героине фильма о табуированной женской сексуальности "Верность"(рабочее название "Ревность") Нигины Сайфуллаевой, представленной на фестивале самим режиссером. Герои, акушер-гинеколог Лена и актер Сережа (Екатерина Громова и Александр Паль) живут скорее в дружеском союзе, чем в супружеском. Лена решается на случайную сексуальную связь, напоминающую откровенные сцены в европейском кино. За этот дебют "промискуитета"Лену ждет расплата — в финальной части Сайфуллаева показывает травлю, символические жернова которой перемалывают "виновную".


Фото: zen.yandex.ua

Сама режиссер ни в коем случае не на стороне столпов вековой "морали"; ее интересует вопрос сексуальной эмансипации и свободы, выведение этой темы за рамки "запретного". "Об этом не говорят". - "Говорят", - настаивает Сайфуллаева; ее позиция в данном вопросе напоминает внимательному зрителю Ларса фон Триера и его фильм "Нимфоманка"; возможно, датский режиссер ставил перед собою примерно те же задачи.

Так или иначе, отечественные зрители пока к подобному не готовы. "Люди смеялись, кашляли, буквально прятали глаза и ерзали на месте", - удивляется кинокритик Антон Долин, присутствовавший на показе вместе с Нигиной Сайфуллаевой.


Фото: kinoreporter.ru 

 Для режиссера важен и вопрос гендерных границ, затронутый еще американским философом Джудит Батлер; вопрос парадоксального различия в отношении "общественности"к изменам мужчины и женщины; то, что считается для мужчины абсолютной нормой, начинает казаться недопустимыми, как только "преступление" совершает женщина; показывая травлю Елены, напоминающую, с одной стороны, харрасмент главной героини "Чучела" Ролана Быкова, а с другой - издевательство над героиней другого фильма фон Триера, - "Догвилля". Обеих мучают из-за беззащитности и кажущейся неспособности дать отпор, разжигающей в жителях маленьких городков самые звериные чувства. Персонаж Сайфуллаевой не сопротивляется абьюзу со стороны мужа и общества по той же причине; в глубине души она сама чувствует себя виноватой. 

"Маленькая революция в отечественном кино"; этот фильм наконец-то "изменяет"навязываемым границам и пытается выстроить свои собственные. 


Фото: nayn.co

Событием фестиваля стал фильм "Варда глазами Аньес", созданный самой Аньес Варда, французским режиссером новой волны, к которой Варда до сих пор ошибочно причисляют. Откровенный диалог со зрителем, рассказ о себе, отношении к искусству, творческих поисках, цветовых ассоциациях. Кино, будто бы специально созданное для начинающих режиссеров, так много профессиональных советов можно из него почерпнуть… И одновременно невероятно красивое, увлекающее… И красочное. Причем иногда – буквально.

"Снимая "Счастье", я думала о палитре импрессионистов, об их пейзажах и их открытиях, связанных с дополнительными цветами. У апельсина фиолетовая тень, поэтому немного фиолетового в золотистой траве — это приятно. Я снимала сцены пикника так, чтобы в одной было много красного, во второй — синего”… "Когда я представляла себе Клео в опасности, угроза была белой как смерть. Я читала, что на востоке цвет траура — белый. И сама представляла, как умру от шока, когда мне в глаза будут бить два прожектора. То есть умру от избытка яркого белого цвета. Я использую белый как ощущение. Это фон, который то и дело угрожает все затопить", - по сути, Варда создает собственную теорию цвета.


Фото: mtvuutiset.fi

 Кино ее предельно метафорично; испытывает зрителя и не дает поблажек. Нужно быть предельно внимательным; брошенное кем-то слово, образ, намек могут сыграть решающую роль в сюжете. Если его вообще удается вычленить. "Сновидческое воображаемое, иконография умозрительного мира". И новаторство, проявляющееся, например, в том, как Варда показывает воспоминания: это всегда фрагментарный монтаж, обрывки, никак не связанные друг с другом: символически объединяемое в одно целое. Именно так они остаются в памяти.



Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юрий Бондарев: командир батареи
Евгений Попов. Под знаком меркантилизма.
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть