Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

8 августа 2023 12:18

Как на детей влияют советские фильмы-сказки?

Специально для "Ревизора.ru".

Главные героини фильма "Королевство кривых зеркал". Фото: russkaja-skazka.ru
Главные героини фильма "Королевство кривых зеркал". Фото: russkaja-skazka.ru

Волшебные и захватывающие сюжеты, мудрые поучения и удивительная атмосфера — всё это неотъемлемая часть советских фильмов-сказок. При просмотре этих кинокартин зритель окунается в удивительный мир, где реальность и вымысел переплетаются и поражают воображение. Такое волшебство удаётся создать благодаря особенностям советского кинематографа, направленным на интересность и вместе с тем поучительное значение каждого фильма.

В этом материале мы рассмотрим, каким образом типичные приёмы и эффект "бытового волшебства" помогают передать глубокие моральные ценности и уроки жизни через прекрасные советские фильмы-сказки. В качестве примеров возьмём нетипичные сказочные сюжеты: вместо фольклорных сказок рассмотрим мотивы, придуманные уже в советское время. Среди них "Приключения жёлтого чемоданчика" (1970), "Сказка о потерянном времени" (1964) и "Королевство кривых зеркал" (1963). Это позволит нам понять, какое влияние на культуру детского воспитания оказала социалистическая эпоха.
        

Советские профессии в сказках
        
Правильным профессиям в фильмах-сказках уделяется отдельное внимание. Так, главная роль в "Приключениях жёлтого чемоданчика" отводится детскому доктору, а также пилоту (и по совместительству ремонтнику флюгеров) и заведующей столовой на предприятии. В "Сказке о потерянном времени" герои то и дело сталкиваются с порядочными представителями своего дела: крановщиком, милиционером, продавщицей, шофёром и другими.
 
Петя Зубов и продавщица. Кадр из фильма "Сказка о потерянном времени"
 
Но почему же наличие таких персонажей столь важно для фильма-сказки? В советской идеологии была заложена идея равного участия каждого члена общества в развитии страны. Каждая профессия имела свою важность и была признана ценной для общества. Повествование о простых советских профессиях в сказках было способом показать детям и молодёжи, что каждый труд важен и необходим для процветания Родины. Вспомните распространенную в СССР фразу "Все профессии важны, все профессии нужны". Именно такая мысль транслировалась детям сначала с книжных страниц, а позже из более привлекательного источника: с голубого экрана. Искусство способствовало формированию положительного отношения к труду и воспитанию социальной ответственности каждого гражданина. Кроме того, в необходимости того или иного образа зачастую лежала особенность детского страха. Например, многие советские (да чего уж там, и современные) дети боялись врачей. Чтобы устранить или минимизировать боязнь ребенка, на экран обязательно нужно вывести доброго Доктора. Он не будет ставить вам болезненных уколов, а просто даст вкусную конфетку, которая точно вылечит от любых недугов!
 
Петя, его мама и Доктор. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"
        

Образ обычных школьников


Во всех рассматриваемых фильмах-сказках главными героями являются школьники, которым необходимо что-то в себе исправить. Через тернистый путь приключений, который, что важно, они проходят не в одиночку, их сознание и поведение меняются и приближаются к идеалу. Был трусом? Значит, к концу фильма обязательно станешь храбрецом и молодцом. Была растяпой и замарашкой? Подожди, в финальном кадре обязательно всё окажется иначе. На это и была нацелена мораль фильма: любой ребенок может исправиться и стать достойным членом общества. Но каким же он должен быть, этот идеальный школьник? В фильмах-сказках школьники часто изображались как добрые, честные и преданные друзья, готовые преодолевать любые трудности ради поставленной цели. Эти качества раскрываются не сразу, а по ходу повествования фильма.
 
Заколдованные школьники вместе решают загадку. Кадр из фильма "Сказка о потерянном времени".
 
Образ обычных советских школьников в фильмах-сказках был продуман так, чтобы постепенно раскрывать их моральные качества. Ребята часто были изображены как справедливые и щедрые дети, готовые помочь другим и бороться за справедливость. Экранные школьники не строят планы о завоевании мира и не мечтают стать богатыми и знаменитыми. Вместо этого они стремятся быть хорошими людьми, помогая другим и выполняя добрые дела, а сказочные приключения им в этом только помогают.

Оля и Яло освобождают Гурда. Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"
 
Кроме того, образ школьников в советских сказочных фильмах часто отражал идею групповой солидарности. Ребята образовывали сильные дружеские коллективы, где каждый из них находил свое место. Они вместе решали проблемы, преодолевали трудности и искали приключения. Использование такой сюжетной линии строилось на идее того, что солидарность и поддержка друг друга являются ключевыми факторами для достижения счастья и успеха. Так, в "Приключении жёлтого чемоданчика" незнакомые друг другу ребята отправились в путь, чтобы предотвратить возможную беду, а Оля и Яло из "Королевства кривых зеркал", рискуя жизнью, спасли Гурда. В "Сказке о потерянном времени" дело обстоит немного иначе. Совместный пройденный путь — главное условие преображения школьников. Только вчетвером они могут победить злых волшебников, вернуть свою молодость, а заодно и стать лучшими версиями себя.
        

Дом, милый дом
 
Простая советская квартира в советских фильмах-сказках представляла собой не только место жительства главных героев, но и некую метафору уютного семейного гнезда, символ счастья и благополучия. Одной из основных особенностей квартиры в сказках была скромность интерьера, отражающая принципиальность и непритязательность советского образа жизни. Вспомните начало "Королевства кривых зеркал": большой коридор, в котором практически нет мебели. В остальных комнатах — только самое необходимое советскому гражданину.
 
Квартира Оли. Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"
 
Простая советская квартира в фильмах-сказках также отражала идеологические принципы равенства и справедливости. Жилище было представлено в доступном облике и было приближено к повседневной реальности рядовой советской семьи (приближено, потому что главенствующее жилье советских граждан, коммуналку, показывали редко и в основном сатирически, то есть не в детских картинах). Отдельная, но аскетично обставленная квартира вызывала теплые чувства у зрителей, которые узнавали в ней либо свой собственный дом, свою семью и свою жизнь, либо же свою мечту о нем (ведь многие стояли в очередях на улучшение жилищных условий!). Особенно важным узнавание было для детей. Представим, что ленивый мальчик видит на экране точно такого же мальчика. Мало того, экранный школьник еще и живет в такой же квартире!.. "Неужели неприятности, случившиеся со сказочным героем, могут произойти и со мной?" — подразумевалось, что такая мысль может проникнуть в голову советского ребёнка и стать движущей силой его самодисциплины и совершенствования.
 

Эффект волшебства
 
В сюжете каждой сказки обязательно присутствует какое-то чудо чудесное, некая волшебная составляющая. Советская фильмография, будь то экранизация фольклорных мотивов или же оригинальных сценариев, представляет волшебство "от противного": ничто никогда не случается само по себе. В основе советской идеологии лежали материалистические учения, полностью отвергающие фатализм, существование каких-либо поверий, потусторонних сил, что выражалось в отречении от религии. Ответственность за каждое своё действие нёс именно человек, без намёка на какие-то силы свыше.

Поэтому в советских фильмах-сказках эта идея становилась ключевой и сюжетообразующей. Девочкам из "Королевства кривых зеркал", попавшим в полностью заколдованный мир, нужно с помощью правды и доброты избавиться от зловещих чар. Все кривые зеркала в королевстве показывали людям неправду, избавляя его жителей от ответственности за происходящее вокруг и показывая им то, что они хотели бы видеть. А королевская элита, будучи олицетворением образов самых неблагородных животных, для удержания власти поддерживает изготовление кривых зеркал и карает всех, кто отказывается подчиняться.
 
Министры королевства Абаж и Нушрок. Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"
         
В фильме "Сказка о потерянном времени" волшебные силы тоже сразу изображаются в роли четырёх коварных стариков, которые хотят отнять у юных школьников их молодость. Волшебный "песок времени" они подметают возле ребят, пока те бездельничают на улицах города вместо уроков в школе. Можно ли сказать, что здесь волшебство отражает справедливость? Определённо, да. Здесь магический эффект как раз позволяет ребятам понять, что они делают не так, и носит воспитательный характер. Именно такими глупыми, несерьёзными и безответственными ребята выросли бы, продолжая бить баклуши и впустую тратить своё время. Но, как и в "Королевстве кривых зеркал", здесь волшебные чары работают против самих злодеев, а справедливость берёт верх над корыстными мотивами.
        
Иная ситуация нас застаёт в фильме "Приключения жёлтого чемоданчика". Весь волшебный эффект здесь сосредоточен в лекарствах Доктора, который лечит детей от "всех" болезней, с точки зрения медицины абсолютно выдуманных. В кабинете Доктор изобретает лекарства от "злости, коварства, зависти, грубости, трусости, глупости, грусти и вранья". Но самое сильнодействующее средство Доктор хранит в сейфе под замком — лекарство для храбрости, сделанное в виде конфет.
 
Лекарства Доктора. Кадр из фильма "Приключения жёлтого чемоданчика"
 
Именно вокруг этих конфет и сосредоточено повествование в фильме. Маленький мальчик Петя, всю жизнь страдавший от трусости, должен был вылечиться с помощью волшебного лекарства, однако оно пропало из чемоданчика Доктора, за весь фильм так и не дойдя до пациента. Во время увлекательного путешествия Пети с девочкой Томой он замечает у пассажиров в троллейбусе советские медали "За отвагу" и "За спасение утопающих", а из окна ему виднеются афиши фильмов "Смелые люди" и "Семеро смелых". Это мотивирует мальчика в итоге преодолеть свой страх и даже защитить подругу от хулиганов. Сама Тома, кстати, была вечно грустным и плачущим ребёнком, но в конце фильме она всё-таки начинает улыбаться и смеяться при виде миленьких цирковых собачек.

Что же это доказывает? Волшебное действие лекарств Доктора не нужно детям, которые сами хотят избавиться от своих проблем путём перевоспитания. Внешние обстоятельства заставляют детей в советских фильмах совершать героические поступки без влияния каких-либо магических средств. В этом и суть любой советской сказки — никто вместо тебя не избавится от твоих проблем. Здесь вспоминается цитата из русифицированной версии "Интернационала" (перевод Аркадия Коца), которая подтверждает этот тезис:
 
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
 
Именно эта идея воспевается в сюжетах советских фильмов-сказок, с помощью которой детей пытались воспитать самостоятельными, ответственными, честными и добрыми людьми. Получилось это или нет — каждый "рожденный в СССР" сам может ответить на этот вопрос.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть